Современный человек перед тем, как отправиться в многочасовой перелет, обязательно узнает, есть ли на борту Wi-Fi. Интернет не позволит скучать людям самым разных интересов. Именно поэтому некоторые авиакомпании, заботясь о пассажирах, добились того, что они теперь имеют высокоскоростной доступ в глобальную сеть. Некоторые, но не все. И только потому, что необходимое для предоставления услуг оборудование стоит дорого.
Впрочем, есть такие перевозчики, которые установили даже сервер с мультимедийным контентом: кино, музыка, клипы, картинки и тому подобное. И таким образом они предлагают содержимое через Wi-Fi. Конечно, это не глобальная сеть, но все-таки хорошая альтернатива ей.
Первым популяризировать Интернет на борту начала компания Boeing. Именно она в 2001 году объявила о том, что запускает такой сервис. Она установила оборудование, защищавшее системы воздушного транспорта от помех, поскольку антенна была вынесена наружу. Базовая станция – внутри. Она получает сигнал от наземных вышек. Каждая система – со своей собственной сетью вышек. В самом самолете всемирная паутина передается посредством Wi-Fi. К нему пассажир подключается с телефона, ноутбука, планшета, плеера.
Что касается «Аэрофлота», то он, чтобы установить необходимое оборудование, заключил договор с «Мегафоном». Пока только в нескольких своих лайнерах Airbus А321 и Airbus А330. Первым такой системой оборудовали рейс, совершающий рейсы из Москвы в Санкт-Петербург, Милан и Мюнхен.В планах – продолжать работу в этом направлении. Связь осуществляется по GPRS. Скорость доступа низкая. Трафик тарифицируется по 100 кБ и обходится клиенту 44 рубля за тарифную единицу. Базовая станция обеспечивает связь пассажиров. Она же осуществляет трансляцию через Wi-Fi или Ethernet. Скорость соединения достигает 20 мегабит в секунду.
Boeing, начавшая первой популяризировать Интернет на борту, в 2006 году объявила, что сворачивает работу своего сервиса. И сейчас больших успехов добилась Aircell. Она в 2008 году запустила сервис Gogo Inflight Internet. Потом им воспользовались American Airlines, Virgin America, AirTran Airways, Alaska Airlines. Стоимость услуги – 12 долларов 95 центов, но при условии, что длительность полета превышает три часа. И полный безлимитный доступ.
Lufthansa предоставляет сервис совместно с Panasonic Avionics. Он доступен только при длительных перелетах. Ежедневные рейсы из Домодедово во Франкфурт обходятся пока без этой услуги. Часто пользуются ею на маршруте Осло-Женева, Осло-Лондон, Осло-Дубай, а также Стокгольм-Лондон и Лас-Пальмас-Стокгольм.
К сказанному необходимо добавить, что на сегодня не так уж много авиакомпаний, предоставляющих доступ в сеть на борту. Лишь в нескольких странах и несколько перевозчиков. «Аэрофлот» стремится не отставать. Однако в целом тенденция такова, что больших перемен в этой сфере следует ждать не раньше, чем в начале 2013 года.