Егорьевская дорога, которая раньше именовалась Переяславской или Владимирской, идет с севера на Коломну. Этот путь известен издавна – еще с XIV столетия, но вероятно, что он существовал и во времена более ранние. С этого места открываются удивительные и живописные виды на Старую Коломну, с ее венцами, кровлями и причудливыми башенками. Немало художников запечатлело на своих холстах эту дивную панораму.
Из истории
В конце XIV века на небольшом возвышении вблизи озера, которое в нынешнее время являет собой небольшой пруд, была поставлена монашеская обитель. Согласно коломенскому преданию, Бобренев монастырь можно считать памятником в честь Куликовской битвы, а его строительство связывать с полководцем Димитрием Михайловичем Боброка-Волынским. Впрочем, эти дискуссии об его названии и датировке не подтверждены официальными документами, поэтому и продолжаются доселе.Согласно церковным преданиям, предыстория строительства заключается в следующем. У Коломны в августе 1380 года был сбор союзных русских войск для общего похода на Золотую Орду, здесь же перед походом на Куликово поле состоялся и осмотр войска.
Димитрий Донской вместе со своим полководцем перед битвой объехали место будущего сражения, при этом испытывали воинские приметы – сходили с коней и «слушали землю». Именно тогда они оба дали обет – построить на коломенских землях обитель в случае победы над врагом.
Битва случилась 8 сентября 1380 года в день Рождества Богородицы, а уже через год здесь был основан монастырь. Изначально ему было дано три имени: Бобренев – согласно семейному прозвищу Бобреня, Богородице - Рождественский – из-за совпадения с праздником и Обетный – вследствие обета, в знак которого и была заложена община.
Несмотря на отсутствие документальных свидетельств о времени строительства, ранняя датировка подтверждается данными археологов. Ведь при раскопках были обнаружены характерные для XIV – XV веков остатки грубой серой и красной керамики. А в результате исследований Б.Л. Альтшуллера и М.Х. Алешковского в 1969-1970 годах был найден фундамент древнего храма.
Он датирован второй половиной XIV столетия, что позволяет предполагать его закладку самим святым Дмитрием Донским. Хотя современные исследователи уверяют о том, что он построен в более позднее время, и относят его к началу 15 века. Возможно, у каменной церкви была предшественница, сложенная из бревен.
Облик
Реконструируется облик белокаменного собора достаточно ясно. Это был трехапсидное высокое здание, одноглавое, сложенное из гладко тесаных блоков и украшенный изящной резьбой. Его фасады, вероятно, имели трехчастное возвышенное строение, а кровля венчалась кокошниками. Внутри было просторно и крестообразно – опорные столпы располагались по углам, в результате они не загромождали строение. Алтарный пролет занимал примерно пять с половиной метров. Перед алтарем с восточной стороны возвышались иконостас с драгоценными образами. Семь икон составляли деисусный чин.Известно, что здесь находилась художественная галерея созданная владыкой, которая была составлена из портретов коломенских епископов. Вероятно, он любил рассматривать своих предшественников и размышлять об их славных деяниях.
Рождественский собор
Это холодный летний храм, имеющий сложное строение. Главное здание делилось на два яруса: В верхнем восьмерике располагался престол в честь Рождества Богородицы, а в нижнем четверике – престол во имя Алексея человека Божия. В XVIII столетии он был упразднен, но престол оставлен в честь уважения к древности. В трапезной части позднее было достроено еще два престола богородичным иконам – Феодоровской и Казанской.Все началось с описи в 1853 году, которая зафиксировала его на тот момент состояние. Новое здание было возведено в короткие сроки строителем Феоктистом, благодаря пожертвованиям щедрого создателя.
Архитектура
Церковь построена в стиле позднего классицизма, без веяний «пестрого» русского стиля и «деградирующего классицизма». По внешней отделке она немножко суховата, но, в общем, производит достойное впечатление. Ее спокойно-величавый облик гармонирует с общим сдержанным и аскетичным духом древнего места. Пространство изнутри представляется в виде обширной трехчастной палаты.29 июля 1865 года по высочайшему повелению он был возведен к степени самостоятельной обители.
На сегодняшний день немножко утратил былую славу наиважнейшего архитектурного, исторического и духовного памятника Коломенского края, но в ближайшее время она будет восстановлена.