Саввино-Сторожевский монастырь был построен в 1398 году на месте под названием "Сторожи", в 1,5 км. от Звениграда (Подмосковье). Построена эта обитель по указу князя Юрия Дмитриевича. На ее территории находятся: Церковь преподобного Саввы Сторожевского - конец 1860-х, начало 1870-х годов; Собор Рождества Богородицы - 1404–1405 гг.; Преображенская - 1693 г.; Надвратная Троицкая - 1652 г.; Комплекс трапезной со звонницей - 1652 - 1654 гг.; Дворец царя Алексея Михайловича - 1650 - 1654 гг.; Жилой корпус Духовных училищ; Братский корпус; Смотровая площадка; "Царицыны палаты" - 1652-1654 гг.; Кельи - XIX в.; Ограда с башнями - XVI век.
В XVII веке при реконструкции, было решено разрушить здания трапезной и перепланировать их расположение. Особенно большие изменения Саввино-Сторожевский монастырь пережил именно в этом веке. Реконструкцией занимались лучшие мастера своего дела: зодчие Боборыкин, Шарутин и Ладыженский. Они превратили этот архитектурный комплекс в излюбленное место царской семьи, которое впоследствии стало резиденцией - отсюда и основные названия здешних палат.
В середине XVII века здесь появились и придел, ризница и сводчатые галереи. Десять лет спустя было решено провести из собора в царский дворец крытый воздушный (на высоте второго этажа) переход, чтобы Алексей Иванович без определенных неудобств мог попадать в свою молельную комнату, в соборе. Но в 1742-ом году здесь случился пожар, после чего он претерпел сильнейшие изменения. До наших дней так и не дошла богатая отделка наличников окон и входов во дворец, выполненные зодчим - каменных дел подмастерьем - Васько Лыко. Для отделки этих деталей были использованы западно-европейские барочные мотивы с включением "каменного хрусталя" (слюда).
Еще с XV века Рождественский собор, а точнее его внутренние стены были расписаны красочными фресками, но в середине XVII столетия его было решено расписать заново. Как показывает экспертиза - фрески XV века, которые обнаружили в 1913-ом году под слоем многочисленных покрасок, по всей вероятности были выполнены руками живописцев из круга А. Рублева. Роспись XVII века выполнена живописцами под руководством иконописцев Степана Григорьевича Рязанца и Якова Тихоновича Рудакова.
В наше время, наслоения масленой краски на живопись XV и XVII веков, которую наносили в более поздние времена реконструкции собора, максимально очищены с западной, северной и южной стен собора. А в приделе реставраторы проделали окна на живопись тех, давних времен. В 1960-ом году Д. Е. Брягин (художник-реставратор) укрепил специальным раствором красочный слой старых фресок, чем спас их от разрушения и позволил нашему поколению любоваться этим произведением старорусского искусства.
Особое внимание на себя обращает великолепная колокольня, первоначальный колокол которой был отлит на территории в 1667-ом году, но он разбился во время ВОВ, когда его снимали. Этот знаменитый звениградский колокол весил около 2125-ти пудов и поэтому при падении он проломил все пролеты. Крепления были нарушены, но с Божьей помощью реставраторы ее восстановили до первоначального вида.
Последнее изменение было проведено в XIX веке - у паперти галереи под шатром было сооружено каменное крыльцо. Стены зданий были подновлены, а 22 августа 1998-го года община отметила свой 600-летний юбилей! И она будет восхищать своим великолепием и покоем еще ни одно поколение.