В далеком 12-ом веке был воздвигнут удивительно строгий и идеальный по своим меркам Успенский собор на Городке. Имена его строителей остаются неизвестными. Однако это были настоящие мастера, если им удалось четко соединить воедино одухотворенное спокойствие, изящество, скромность в отделке и невесомость зднания.
Никаких скульптурных изысков, изразцов ручной работы не найти на его стенах. Все украшения сведены к минимуму. Присутствует только небольшая линия резьбы на некоторых деталях здания. Стоит отметить, что декор вырезался мастерами уже после того, как он был построен. Орнамент больше склоняется к растительным мотивам. Тут можно увидеть вьющиеся стебли, бутоны и распустившиеся цветы.
План выполнен в виде правильного квадрата. Лишь только с востока церковь обрамлена небольшими выступами, которые носят название аспиды. Главный световой, массивный барабан поддерживается несколькими столбами. Они спрятаны внутри помещения.
Он отличается от многих церковных зданий Подмосковья уникальной кладкой. Стены сооружения выполнены из двух рядов белого камня. Внутри они соединялись специальным раствором, который был невероятно надежным и крепким.
Зодчие, которые воздвигали его, обладали великолепным чувством меры, которое воплотилось и в постройке. Все его линии отличаются правильностью и четкостью, а пропорции здания будто бы специально были вымерены до сантиметра.
На сегодняшний день это место считается одним из уникальных памятников культуры. Причем не только в Российских масштабах, а в мировых. Храм удостоился такой оценки благодаря своей композиции. Все архитектурные приемы, примененные в этом здании, создают иллюзию величественности творения. Заметно это становится только тогда, когда приближаешься. Хотя, все эти ощущения обманчивы. На самом деле высота сооружения в самом большом месте равна чуть более 12 метрам. Все здание будто бы поднимается ввысь за счет острых элементов, вытянутых окон и вертикально направленных камней, из которых он сложен.
В наши дни этот памятник культуры немного сдал свои позиции. Отчасти это произошло из-за многочисленных утрат некоторых деталей здания. Он значительно стал ниже, чем 6 веков назад. Его первые ступени ушли под землю, да и цокольный этаж остался там.
Верхняя часть также была значительно изменена. Красивые кокошники и полукруглые выступы, которые тянулись вверх к небу, были срезаны. Здание будто бы «обрубили» и поставили сверху обыкновенную крышу с четырьмя скатами.
Конечно, современный вид уже не выглядит так впечатляюще, как раньше. Пропала некая «изюминка», которая подчеркивала святость и величественность сооружения. Узкие окна собора почти ушли в забытье. Со временем их увеличили, а многие просто наглухо закрыли. Осталось лишь несколько узких и длинных проемов.
Ценность заключена и во внутреннем убранстве. Целостность и высота здесь поражают воображение. Однако взгляд все чаще приковывают росписи на его стенах. Многие из них принадлежат рукам художников 15 века.
Рядом с ним в середине 19 века была построена звонница, которая предназначалась для хранения там колоколов и созыва прихожан на службу. Вместе эти два здания смотрятся несуразно, будто бы не из одного ансамбля. Хотя, это так и есть на самом деле.
Красивый и одинокий он считается, чуть ли не самой древней постройкой на территории Московской области, которая дошла до наших дней. Пусть и в немного измененном варианте, эта церковь считается удивительным памятником и образцом мастерства зодчих.