Форум-Град


Генрих Гамбс - основатель династии мастеров - создателей дворцовых интерьеров и модной мебели русской усадьбы XIX века

  1. #1
    Здесь мы расскажем посетителям Форум Града об одной из династий мебельных мастеров – династии Гамбс, представителями которой были ее основатель Генрих Гамбс (1765-1831), его дети Петр (1802-1871), Эрнест (1805-1849), Густав (1806-1875) и и внук, старший сын Петра – Генрих (1832-1882).


    В Петербург Генриха Гамбса привез знаменитый немецкий мебельщик Давид Ренгген. Красота «Северной Пальмиры» очаровала мастера, а кроме того, он увидел перспективы российского рынка и решил открыть в городе большое мебельное предприятие. В союзники он взял богатого австрийского купца Ионафана Отта, на паях с которым и открыл фабрику. Первые образцы были подражанием изделиям Рентгена. На Невском проспекте открылся магазин мебели, дважды впоследствии менявший месторасположение. Поскольку качество изделий было исключительным, магазин вскоре стал достопримечательностью Петербурга. Покровителя мастер нашел в лице великой княгини Марии Федоровны, увлеченной декоративно-прикладным искусством. Такие предметы и делал Гамбс для придворной знати, а также большого и малого двора. Безукоризненно исполненные письменные столы, письменные приборы, подсвечники и прочие вещи впечатлили Екатерину II. В «памятной записке» на имя императрицы Гамбс и Отт предложили меблировать новый дворец в Царском Селе, принадлежавший великому князю Александру, для чего требовалось открытие новой мастерской. Екатерина согласилась, с условием, что работы будут «простее и дешевле». И на протяжении почти 40 лет, начиная с 1796 года, мастерская Гамбса производила мебель для двора, в том числе для дворцов Павла I. Изготавливались предметы из красного дерева, а отделывались бронзой и латунью.

    Производимая компанией «Отт и Гамбс» мебель называлась «стиль Жакоб» - это имя носил знаменитый французский мебельщик, с работами которого у мебели Гамбса было много общего. Изделия быстро стали модными, и копировать их стали по всей России. После 1800 года имя Отт исчезло из архивных документов, а Гамбс начал работать по чертежам Воронихина, и сотрудничество их было весьма плодотворным – убедиться в этом можно в Павловском музее. Красивая и прочная мебель пользовалась огромным успехом, быстро расходясь по дворянским усадьбам и городским дворам. Упоминания о ней встречаются в литературных произведениях того времени, в том числе о них говорил Пушкин. Предметы отличались красотой, а также оригинальностью конструкции и формы.

    В 1831 году, после смерти отца, компанию возглавил старший сын Гамбса, Петр, изготавливавший еще при жизни отца мебель для старого Эрмитажа, выставки мануфактурных изделий и Зимнего дворца. В этот период мебель начали делать не только из красного дерева, но также из древесины резного золоченого дерева, розового дерева, волнистой березы, тополя, ореха. Затем совладельцем компании стал и второй сын.



    Совсем подробно...

    Конец XVIII начало XIX века характеризуется, бурными политическими событиями и серьезными переменами на политической карте Европы.

    [/COLOR][/SIZE][/FONT] В России, в рассматриваемый периодсамыми богатыми заказчиками и меценатами все еще были Екатерина II и придворная аристократия. Влияние двора распостранялось на все отраслиискусства, включая и художественную мебель. Быстрый рост городов, серьезное дворцовое строительство обеспечивали большую потребностьв добротной, современной мебели. Русских мастерских не хватало для покрытия спроса. Это и обусловило появление в России большого количества иностранной мебели и иностранных мебельщиков. Если в начале правления императрицы Екатерины в 1762 году, мебели не хватало даже для двора, то к 1790-му уже была создана мощная мебельная промышленность, заложившая основу для расцвета русского мебельного дела в первой половине XIX века. По данным известного путешественника И. Г. Георги в 1794 году русская гильдия столяров-мебельщиков состояла из 124 мастеров, 285 подмастерьев и 175 учеников.

    Название: Gambs_Chair.jpg
Просмотров: 33

Размер: 6.9 Кб

    Название: working_table_Gambs.JPG.jpg
Просмотров: 33

Размер: 21.5 Кб

    Стиль классицизм, возникнув в середине 1760-х во Франции и Англии, достиг Германии и России только к 1770-м годам. Одним из ярких представителей этого периода являлся немецкий мебельщик Давид Рентген, поставлявший мебель королевским дворам Франции и Германии, а с 1784 года и Российскому императорскому двору в новом, классическом стиле. Особенно славились его монументальные бюро с цилиндрической крышкой и письменные столы. В мастерских Рентгена в Нейвиде работало более ста столяров, бронзовщиков, резчиков и техников. Одним из его лучших и талантливейших учеников и был Генрих Гамбс(1765-1831), которому и посвящается данное исследование. Прибывший в Россию в последний (четвертый) приезд Рентгена с транспортом мебели для петербургской знати.

    Гамбс, очарованный красотой
    "Северной Пальмиры" и видя перспективы российского рынка, решил остаться в Петербурге и завести собственную мастерскую, которая производила бы новую мебель не хуже рентгеновской. Желая открыть большое мебельное предприятие, Гамбс вступает в "согласие" с богатым австрийским купцом Ионафаном Оттом. На паях они открывают фабрику в Петербурге в районе Калинкина моста, "между английской пивоварней и госпиталем".

    На первых порах Гамбс подражает мебели Рентгена. Одно из красивейших и сложных по конструкции бюро Рентгена Екатерина передала в Академию наук как образец замечательной мебели со всевозможными механическими устройствами (которые делал для Рентгена знаменитый часовщик Петер Кинцинг). Похожее на это бюро создает и Гамбс, но оно еще сложней в механике - с выдвижным креслом, музыкой и т. д.


    Из объявления в “Санкт-Петербургских ведомостях”, “механик Гамбс … о
    ткрыл сего ноября 22 числа по Невскому проспекту против Казанской церкви в доме Еропкиных магазин для продажи всяких мебелей”. В доме Еропкина магазин находился до начала ХIX в., когда здание это было разобрано. Дату переезда магазина уточняет исследователь творчества Давида Рентгена - Б. Герес, сообщая, что в 1801 г. он уже находился на Большой Морской. Однако через несколько лет магазин снова переменил место – в 1809 г. он размещался уже в III-й Адмиралтейской части у Малой Садовой, в доме №18 по Итальянской улице (ныне этот дом рядом с Пассажем). Здесь магазин находился до 1850-х гг., привлекая жителей города выставкой образцов мебели. Качество мебели было просто отменным, и поэтому он быстро стал одной из достопримечательностей Петербурга.


    По прибытию в Петербург Гамбс ищет покровителя при дворе и находит его в лице великой княгини Марии Федоровны. Хозяйка малого двора питала большое пристрастие к декоративно прикладному искусству. По некоторым сведениям под её покровительством были такие интересные личности, как Николай Фай в качестве «токарного мастера» и учителя, Леберехт обучающий её медальерному искусству, Георг Кениг, учивший императрицу резьбе камей и инталий и, согласно нашему предположению, Генрих Гамбс, обучавший будущую императрицу мебельному делу. В 1793 году она заказывает Гамбсу роскошный дамский письменный столик красного дерева, отделанный слоновой костью, золоченой бронзой и расписным стеклом. В комплект со столом входил, и письменный прибор из янтаря и слоновой кости и такой же подсвечник с абажуром. В следующем, 1794 году Гамбс исполняет экран-ширму из красного дерева с бронзой, с вставками живописи на стекле, которые применены «с большим тактом». Красиво положенная бронзовая «драпировка», характер декора в деталях говорят о руке талантливого архитектора, есть все основания считать, что столик и экран выполнены по рисункам Н. А. Львова. В эти годы он много работал над предметами декоративно-прикладного искусства для большого и малого двора и придворной знати.


    Название: Desk_Brenna.jpg
Просмотров: 33

Размер: 14.8 Кб

    Безукоризненно исполненные предметы “изысканного вкуса”,как их характеризует Гамбс, понравились Екатерине II. В июле 1795 года Гамбс и Отт подают пространную "памятную записку" на имя Екатерины II. В записке они объясняют задачи организации своей мастерской в Петербурге и предлагают меблировать Новый Дворец Великого Князя Александра в Царском Селе. Гамбс обещает отремонтировать старую мебель своего учителя Рентгена в Эрмитаже, "все части которой, особенно механические, крайне пострадали". "Записка" была прочитана Екатерине, и решено и было принять мастерские для дворцовых работ, “если работы их будут простее и дешевле”. С этого момента начинается деятельность новой мебельной фабрики для двора. Судя по документам, уже в декабре 1796 года в Зимний дворец поступает бюро, сделанное Гамбсом. С этого времени на протяжении почти сорока лет все ответственные работы для дворцов Петербурга выполняются фирмой Г. Гамбса. В предметах сделанных на фабрике И. Отта и Г. Гамбса в первые годы ее существования, в значительной мере ощущается влияние работ Д. Рентгена, но постепенно влияние утрачивается.

    Огромное количество мебели для дворцов Павла I, и в частности для Михайловского замка, поставляет фирма "Отт и Гамбс". Главным, видимо, был Отт, потому что документы в первое время подписываются им. Он выступает как глава фирмы. Выбор мебели для дворцов производит Бренна. Это мебель красного дерева, отделанная латунью и бронзой.


    Изготовляется большое количество бюро самых разнообразных форм, туалетов, комодов и других предметов корпусной мебели. Особой новинкой для петербургских заказчиков в работах Отта и Гамбса явилось использование вставок из стекла. Сначала стекло, чаще цветное, расписывалось, а затем, под стекло подводилась зеркальная амальгама. Техника эта носила название «эгломизе» по имени ее изобретателя, французского художника. На Западе, однако, в этой технике исполняли лишь мелкие вставки для табакерок, коробочек и совершенно не применяли ее в мебели. В России же эту новинку использовали и в предметах большого размера. Огромное бюро, часы трехметровой высоты, столики, выполненные в этой технике, и сейчас находятся в Павловском дворце-музее.


    Мебель, сделанная на фабрике Отта из красного дерева с латунью и бронзой, носила в России название мебели стиля "Жакоб", по имени знаменитого французского мебельщика конца XVIII - начала XIX века, с работами которого она имела много общего.


    Мебели Отта и Гамбса ставшей модной, стали подражать другие мебельщики, и она распространилась буквально по всей России.


    После 1800 года имя Отта из документов архива исчезают. Видимо, единственным владельцем мебельной фабрики становится Генрих Гамбс. В начале XIX века Гамбс много работает по чертежам Воронихина. Сотрудничество это было весьма плодотворным, в чем можно убедиться, посетив Павловский музей. Здесь преобладает мебель из красного дерева с резьбой, окрашенной под темную или зеленую бронзу, с очень сдержанным применением позолоты, подчеркивается лишь красота формы.


    В убранстве воронихинских помещений встречаются бюро, шкафчики-секретеры, консоли из красного дерева с бронзой и тонкой латунной инкрустацией по черному дереву. Все они замечательны безукоризненной отделкой. Исполнителем этой замысловатой мебели по рисункам Воронихина был Гамбс, который продолжает работать для Павловска.


    Немало этой красивой и прочной мебели расходилось по городским домам и дворянским усадьбам. Мебель Гамбса была настолько известна своим отменным вкусом и качеством, что читая литературные произведения того времени, мы довольно часто встречаем упоминания о ней. Например, А. С. Пушкин в незаконченном отрывке “Мы проводили вечер на даче…” писал об одном из героев, что он дремал “в Гамбсовых креслах ”. Отметим также, что и сам Александр Сергеевич пользовался мебелью Гамбса. Так, в счёте «Господину Пушкину» в 1832 г. перечислено 15 предметов на сумму 1630 рублей, которые поэт заказывал у Гамбса, среди них - маленький письменный стол, кресла, кушетка, диван, ширмы грушевого дерева «в готическом вкусе». По свидетельству современников, фирма Гамбс исполняла также мебель знаменитого «Нащокинского домика». Ко дню рождения в 1735 г. поэт получил в подарок кресло из мастерской Гамбса, которое стояло в его кабинете в квартире на Мойке и сейчас находится в экспозиции музея А. С. Пушкина.

    Название: Fall_Front_Secretary1.jpg
Просмотров: 34

Размер: 21.5 Кб

    Оригинальность формы и конструкции, а также красота отделки характерны для всех предметов вышедших из мастерской Гамбса: «Довольно известно, что мебельное мастерство доведено у нас, а особливо в здешней столице, до совершенства: преимущественно же перед всеми отличается придворный механик Гамбс. Его изобретательный ум в вымыслах неистощим: красивые рисунки, удобство для употребления, чистая отделка, наилучший подбор дерева и прочность суть всегдашние неизменные качества всех его работ…Истинно Г. Гамбс есть гений в своем роде. Сей искуснейший художник, сорок лет производящий свою работу, приобрел уже такую славу, что всякая ему похвала была бы излишня. Произведения его украшают все дворцы императорские», - говорилось в«Описании первой публичной выставки» 1829 года.

    Название: Stool_Gambs.jpg
Просмотров: 35

Размер: 25.2 Кб

    Вещи, купленные у Гамбса, было принято преподносить в подарок в праздничные дни и на новоселье:
    В креслах Гамбсова изделия,
    Что дарят на новоселья,
    Дама знатная сидит…”

    Пишет поэт И. Мятлев в «Сенсациях госпожи Курдюковой».
    « Гамбсова мебель» широко бытовала и в русской усадьбе, о чем мы встречаем упоминания у русских писателей (И.С. Тургенев «Отцы и дети», в «Обрыве» И. А. Гончарова).

    В 1831 г. основатель фирмы Генрих Гамбс умирает, но изделия фирмы ещё долгие годы продолжают пользоваться прежней славой. Известно, что ещё в 1828 г. совладельцем фирмы стал старший сын Генриха Гамбса - Пётр, который сразу же активно включился в работу фирмы и именно ему принадлежит основная роль в деятельности фирмы последующих лет. Ещё при жизни отца он изготавливает мебель для Старого Эрмитажа, первой выставки мануфактурных изделий 1829 г. и в 1830г. для Зимнего дворца. В 1840-1850-х гг. он также выполняет разные заказы для Зимнего дворца и создаёт специальную музейную мебель для строящегося здания Нового Эрмитажа. Причём наряду с мебелью красного дерева исполняет гарнитуры из ореха, тополя, волнистой берёзы, розового дерева, резного золочёного дерева, а также расписную мебель.
    В 1830-х гг. совладельцем фирмы становиться ещё один сын Генриха Гамбса - Эрнест (названный в некоторых архивных документах Аристом), имя которого упоминается в связи с покупкой мебели А.С.Пушкиным.

    Как и ранее, наряду с выполнением новой мебели фирма производила реставрационные работы. Так, например, за участие в возобновлении Зимнего дворца после пожара 1837 г. получили медали 130 сотрудников фирмы. Это указание чрезвычайно интересно, так как, по существу, является первым свидетельством того, какой большой штат имела фирма в конце 1830-х гг. Наряду с «мастерами столярного мастерства», в ней трудились чертёжники и живописцы, а также в эти годы работал ещё один сын Генриха Гамбса - Густав.

    В 1840-1850 гг. в жизни фирмы вступает новый этап, когда основной продукцией, в связи с изменением стиля, становится комфортабельная и удобная мебель из ореха, изогнутых форм, обитая обычным штофом или ситцем, а позднее - стёганой кожей. Подобная мебель составляла обстановку Петергофского, Гатчинского и Зимнего дворцов. Она также получила широкое распространение в особняках, усадьбах и столицы и провинциальных городов, являясь необходимой и модной принадлежностью интерьера. Именно мебель этого периода получила название «Гамбсова мебель» - синоним добротности в мебельном искусстве. Упоминания о ней мы встречаем в романах Гончарова и Тургенева. Так, у Тургенева в романе «Отцы и дети» Павел Петрович Кирсанов «сидел далеко за полночь в своём кабинете. На широком Гамбсовом кресле». Знаменитые «Двенадцать стульев» из ореха были также исполнены Гамбсом.

    Последние годы фирмы Гамбса, а также причины, по которым она прекратила своё существование – неизвестны. Можно предположить, что с бурным развитием фабричного или точнее машинного производства мебели наследники закрыли мастерскую. И поскольку в путеводителе по Петербургу, изданном в 1874 г., где приводятся сведения о мебельных заведениях столицы, имя Гамбса вообще не упоминается, можно предположить, что фирма перестала существовать в 1860-х гг.

     
    Не шалю, никого не трогаю, починяю примус.
    Ответить с цитированием

  2.  

  3. #2
    Да, прямо, не мебель, а произведение искусства. Интересно, в наше время есть мастера подобные этому, или из-за поточного производства все стало абсолютно одинаковым (я имею в виду внешнюю составляющую) и все отличия в используемых материалах, подборе цветов и стоимости?

    Если есть такая возможность, хотелось бы посмотреть работы современных мастеров.
    Ответить с цитированием

  4. #3
    В наше время к сожалению, мебель редко является произведением искусства, поскольку ее изготавливают не мастера, а штампуют на фабриках. Да и любоваться искусством в наши дни найдутся редкие желающие. Может быть я ошибаюсь, но мне кажется, что сейчас таких мастеров не много, потому что их работа не ценится как раньше.
    Ответить с цитированием

  5. #4
    Ну почему же не ценится???
    Как посмотришь на цены современной мебели в магазине, то сразу глаза на лоб вылезают и тут же начинаешь пилить детей за то, что они пятно на диване посадили, и кошку лупишь за подерганную обивку.))) Недешево нынче обходится заменить мебель на новую. Но конечно такая мебель уже не та, что раньше. Сколько труда мастера вкладывали в создание одного предмета мебели, а сегодня производство поставлено уже на автоматический уровень.
    Ответить с цитированием

  6. #5
    Да, о ценности можно поспорить.
    Мотивы современности очень заинтересованны именно в этих готических изгибах Генриха Гамбса.
    Конечно, эпоха дает другую цветовую схему, но что нам мешает просто обработать это на новый лад?
    И не стоит забывать о том, что сегодня очень популярно оформлять и меблировать помещение в стиле царской России.

    Бес сомнений считаю, что династия Генриха Гамбса, положила начало новой эпохи для мебели, отличной от всего предыдущего.
    Ответить с цитированием

  7. #6
    Цитата Сообщение от Rakushka Посмотреть сообщение
    В наше время к сожалению, мебель редко является произведением искусства, поскольку ее изготавливают не мастера, а штампуют на фабриках. Да и любоваться искусством в наши дни найдутся редкие желающие. Может быть я ошибаюсь, но мне кажется, что сейчас таких мастеров не много, потому что их работа не ценится как раньше.
    Ошибаетесь, и еще как ошибаетесь)
    Штампуют мебель кустарщики где-то на коленке, а дорогая мебель - это произведение искусства)
    Ведь много сейчас итальянкой, испанской мебели, которая очень высоко ценится из-за инкрустанции, выполненной вручную, материалов. Я имею ввиду очень красивую и очень дорогую мебель!
    Ответить с цитированием


madloba.info
Яндекс.Метрика