Форум-Град


Непритязательный стиль простых земных радостей Бидермайер - как он появился и откуда?

  1. #1
    Художественный стиль «бидермайер» - в переводе с немецкого «бравый господин Майер» существовал с 1815 по 1848 год. Об этом милом и уютном стиле мы и расскажем посетителям Форум Града.

    Бидермайер был выдуманным персонажем, мнимым автором ироничных произведений немецкого поэта Айхродта. Провинциальный школьный учитель – герой произведений – обладал мещанскими интересами и вкусами и довольствовался простыми земными радостями. Поэтому для стиля бидермайер характерна поэтизация домашнего уюта, удобства и семейного счастья.

    Именно в эпоху бидермайера мебельные изделия наиболее полно отвечали своему предназначению – на первый план выходили функциональность и комфорт, а декоративность была вторична. Предметы отличались безупречным качеством столярной работы и были максимально практичными. Несмотря на то, что с эстетической точки зрения предметы не всегда выглядели гармонично, поскольку в создании каждого принимали участие несколько человек, обработка их была великолепной. Искусная фанеровка – для нее использовалась древесина одной породы - подчеркивала красоту текстуры и цвета дерева.

    Поверхность изделий украшалась рогом изобилия, лебедями, грифонами, лирами, гирляндами, дубовыми и лавровыми венками. Рельефы, как правило, покрывались черным лаком либо позолотой. Для обработки использовались такие технологии, как гнутье, резьба и точение. Синонимами уюта буржуазного дома были диваны и софы – эти предметы были чрезвычайно популярны. Кроме того, по примеру английских мастеров, столяры, изготавливавшие изделия стиля бидермайер, конструировали многофункциональную мебель, а также предметы с механизмами – такие как раздвижные столы, столы с откидными или выдвижными столешницами, столы и стулья, трансформируемые в библиотечную лестницу. В каждом доме той эпохи находились трельяжи и секретеры с выдвижными ящичками. В моду вошли остекленные с одной либо трех сторон витрины – в них выставлялись семейные раритеты и домашние коллекции. Появилось понятие «чистая комната» - предназначенная для приема гостей, она была украшена сувенирами, вышивками, миниатюрами, акварелями, декоративными предметами. Все эти вещи призваны были демонстрировать изящество вкуса хозяев - хозяева же и являлись, как правило, их изготовителями.





    Живопись
    Как и во всех остальных областях, в живописи бидермайер не совершил переворота и не создал шедевров. Живописцы того времени запечатлевали благопристойного буржуа в окружение милой его сердцу домашней обстановки. Художники с особой тщательностью выписывали предметы обстановки, незначительные бытовые подробности и детали в сценах из жизни и портретах в интерьере. Дамы и господа, довольные собой, жизнью и миром, – герои того времени. Но все же «цветущий бидермайер» был наиболее успешен и заметен в прикладном искусстве, в сферах, близких к жизни, – так сказать, функционально оправданных.


    Интерьер
    Бидермайер нередко подвергался осмеянию и снобистскому презрению как стиль мелкий, упрощенный, лишенный аристократизма и полета. Но его камерность отнюдь не безлика. Например, образцы ярких расцветок тканей, некогда, может быть, и воспринимаемые как демонстрация дурного вкуса, нашему современнику представляются скорее как прообраз дизайнерских разработок века XX. В эпоху бидермайера интерьер снова превратился в жилой, ушли холодность и подобие внутреннего пространства архитектурному ансамблю, присущие ампиру. Интерьер того времени лишен четких симметричных форм и пропорций. Все внимание направлено на комфорт и уют. Любимый мотив – натуралистически трактованные цветы, они везде – на обоях, коврах, тканях. Окна оформлялись легкими муслиновыми занавесками и тяжелыми портьерами с бахромой кисточками по краям. Конечно, бидермайер – наследник ампира, иногда его даже называют упрощенным ампиром: он так же черпает средства художественной выразительности в античности, но упраздняет присущие стилю первой империи колонны и пилястры, отдавая предпочтение округлым формам, мягким изгибам спинок диванов, кресел и стульев. Эклектизм присущ бидермайеру, из различных эпох этот стиль отбирает черты, близкие по духу его заказчику – бюргеру. Приблизительно с 1830 года бидермайер развивается параллельно с историзмом и наблюдается увлечение восточной обстановкой. В буржуазных домах появляются курительные и турецкие комнаты, китайские и японские предметы обстановки.


    Мебель
    Как и в случае со стилевыми предпочтениями, практичный бидермайер отбирает только те предметы меблировки, которые соответствуют его представлению о функциональности и комфорте. Никогда еще мебель настолько полно не отвечала своему предназначению, как в эту эпоху, – декоративность отходит на второй план. Практичность, практичность и еще раз практичность! Безупречность качества столярной работы также должна была отличать предметы мебели. В художественном отношении вещи стиля «милого мещанства» не всегда гармоничны, так как выполнялись на станках не одним человеком, но вот качество обработки древесины обязательно великолепное. Красоту цвета и текстуры дерева мастера того времени подчеркивали искусными фанеровками, обычно из древесины одной породы, маркетри тогда почти не применялось.
    Украшения на мебели того времени – рог изобилия, лебеди, лиры, грифоны, лавровые и дубовые венки и гирлянды. Рельефы покрывались обычно позолотой или черным лаком, использовались такие способы обработки, как точение, гнутье, резьба. Элементы архитектоники в мебели еще, конечно, встречались, но гораздо реже. Самыми популярными предметами обстановки буржуазного дома становятся софы и диваны, придающие помещению уют. По примеру английских мебельных мастеров столяры бидермайера увлекались и конструированием многофункциональной мебели, мебели с механизмами – раздвижных столов, столов с выдвижными или откидными столешницами, стульев и столов, трансформируемых в библиотечную лестницу; в каждом доме того времени обязательно есть секретеры и трельяжи с вы-движными ящичками. Модным предметом мебели того периода становится витрина, остекленная с одной или трех сторон. В витринах выставлялись домашние коллекции и семейные раритеты. В это же время в доме появляется «чистая комната», предназначенная для приема гостей, украшенная декоративными предметами, акварелями, миниатюрами, вышивками и сувенирами, демонстрирующими хороший вкус хозяев дома, часто ими же и выполненными.


    Лица
    В период бидермайера существовало три основных центра производ-ства мебели в этом стиле – Вена (Австрия), Мюнхен (Бавария), Берлин (Пруссия).

    В 1816 году в Вене насчитывалось 875 мастеров, имеющих свои производства. Самый известный мастер – мебельщик Иосиф Дангау-зер, владел фабрикой с 130 рабочими. В его работах, пластичных и объемных, чувствуется, что Дангаузер был скульптором. Кстати, до 1838 года на фабрике существовало комплексное производство предметов интерьера, здесь делали и светильники, и ковры, и драпировки.

    В Мюнхене в 1816 году создается объединение ремесленников-мебельщиков. Цель – единая художественная политика и политика в области сбыта. Кстати, все столяры должны были пройти обучение в рисовальных классах – это была попытка преодолеть падение художественного вкуса.

    Известные немецкие архитекторы того времени – Карл Фридрих Шинкель и Франц Карл Лео фон Кленце – также проектировали мебель в стиле бидермайер. Шинкель – архитектор, опередивший свое время и создавший постройки, которые стали прообразами архитектуры XX века, – делал новаторские вещи, включая в мебель сложные механизмы. Лео фон Кленце был в то время европейской знаменитостью, модным архитектором и не раз выполнял заказы иностранных государей. Так, для российского императора в 1839 году он исполнил проект здания Нового Эрмитажа.

    Карл Фридрих Шинкель

    Россия
    Споры искусствоведов о существовании русского бидермайера ведутся до сих пор. С одной стороны, философия буржуазной мелкой меркантильности и устроенного быта никак не вяжется со сложившимся образом русской эпохи того времени. С другой стороны, простые человеческие и семейные ценности отрицались разве что только советской историей. Так или иначе, влияние европейских мебельщиков на русских коллег, несомненно, присутствовало: некоторые видят отзвуки бидермайера даже в живописных работах Тропинина. Начало бидермайера в России – это пушкинское время, время много читающих и пишущих его современников, поэтому такие формы мебели, как небольшие письменные столы, секретеры и бюро с ящиками для хранения сентиментальных писем, пришлись весьма кстати. Вторая сторона бидермайера – сентиментальный романтизм – безусловно, близка русскому сердцу, и поэтому и в ампирных интерьерах того времени намечается некая камерность, претящая стилю первой империи – достаточно вспомнить петергофский Коттедж Николая I, больше напоминающий уютную дачку, нежели императорскую резиденцию.

    Возведение мещанской мебели среднего класса в ранг дорогой и элитарной, конечно, парадоксально. Пожалуй, это явление можно поставить в один ряд с одним из модных увлечений современности – экстремальным туризмом. Если богатые люди готовы платить большие деньги за возможность прожить несколько дней в тюрьме в качестве заключенного или почувствовать себя парижским клошаром, ночуя в коробке под мостом Менял, то почему бы и не выложить солидную сумму за коллекцию мебели в стиле, столь милом сердцу простого немецкого бюргера. Так или иначе, домашняя обстановка простодушного Готлиба Бидермайера, внезапно ставшая дорогой и элитной, пришлась по сердцу нашему современнику.


    Современность
    Кстати, этому стилю есть за что отдавать предпочтение. Удобство, функциональность предметов, классические формы, чуть упрощенные и измененные в угоду практичности, яркость, жизнерадостность тканей – этот художественный стиль более всех других лишен идеологии и приближен к потребностям человека. А мещанство? Что ж, оно давно уже стало синонимом семейного счастья.
     
    Не шалю, никого не трогаю, починяю примус.
    Ответить с цитированием

  2.  

  3. #2
    Мебель в стиле бидермаейр:
    Название: publication_95997_img1.png
Просмотров: 24

Размер: 70.5 Кб

    Название: publication_95997_img2.png
Просмотров: 24

Размер: 167.1 Кб

    Название: publication_95997_img3.png
Просмотров: 23

Размер: 135.4 Кб

    Название: publication_95997_img4.png
Просмотров: 24

Размер: 127.6 Кб

    Название: publication_95997_img5.png
Просмотров: 24

Размер: 113.9 Кб

    Название: publication_95997_img6.png
Просмотров: 24

Размер: 153.2 Кб
    Не шалю, никого не трогаю, починяю примус.
    Ответить с цитированием

  4. #3
    Главный акцент данного стиля в том, что внимание уделяется самой мебели, тому как он располагается и какой она формы. С того времени, как возник этот стиль, мебели начали придавать более функциональное значение, она стала проще и в этом преимущество.
    Особенно хорошо такой вид дизайна будет смотреться в помещении маленькой площади.
    Ответить с цитированием

  5. #4
    А что мне этот стиль очень даже нравится.
    Простые формы (округлые, плавно изогнутые) и цвета (как правило, багровый, коричневый и желтый), мебель обита чаще всего материалом с мелким узором, материал – орех, вишня, клен. В этом стиле все просто и комфортно, удобно, без всякой роскоши и напыщенности, и в то же время, все выполнено с утонченным вкусом. А главное – это еще и хорошее качество и прочность. Напоминает чем-то комнату писателя или поэта.
    Ответить с цитированием

  6. #5
    Бидермайер заслужил славу по большей части от использования структур и пород дерева.
    Рисованные образы и устойчивые, монолитные конструкции отличают этот стиль от прочих.
    В декоре - этот стиль считается одним из самых сложных.
    Удивительная ситуация, когда не мебель мешает дизайну, а дизайн мебели.
    При выборе такого стиля, как бидермайер, стоит начинать с расположение объектов мебели, после чего уже дополнять их мягкими тонами бежевого и коричневого.
    Ответить с цитированием


madloba.info
Яндекс.Метрика