Построенный тамплиерами в 1160 году на мусульманско-христианской границе, Ordem Convento-de-Cristo (Монастырь Ордена Христа) в Томар, это фантастическая, уникальная монашеская крепость. Строительство продолжалось почти пять столетий, превратив крепость тамплиеров в галерею португальского архитектурного стиля.
История
Замок тамплиеров Томар был построен Gualdim Pais, провинциальным магистром ордена Храма, примерно в 1160 году. Позднее в том же веке, замок был выбран в качестве штаб-квартиры португальских тамплиеров.
Замок Томар был построен как часть оборонительной системы тамплиеров для охраны границы христианского царства и мавров из Иберии. Согласно христианской летописцы, в 1190 году замок Томар сопротивлялся атакам халифа Абу Юсуф аль-Мансур, который ранее захватил другие португальские крепости на юге. (Плита у входа в неф - память подвига) Круглая церковь (ротонда или charola) замка Томар была построена в этот ранний период в романском стиле.
К 1314 году, тамплиеры накопили большие богатства и много врагов, что привело к их подавлению со стороны папы. Король Dinis, однако, дал тамплиерам приказ, чтобы они сформировались под новым названием "Орден Христа" в 1319 году. Орден Христа переехал в Томар в 1357 году, который стал их штаб-квартирой. Генрих Мореплаватель стал самым известным из великих мастеров ордена (г. 1417-60), используя большую часть своих денег, чтобы финансировать свои исследования. Принц Генрих дал большой импульс к новаторству португальских экспедиций в Эпоху Завоевания. В Томаре, он приказал строительство различных монастырей и готического нефа с добавлением круглой церкви. Он также стал спонсором городских улучшений в городе Томар. Мануил I стал великим магистром ордена Христа в 1484, а король Португалии в 1492 году. С 1510 года, король Мануэль I приказал восстановление готического нефа Принца Генри в стиле того времени, очень декоративное сочетание поздней готики и ренессанса, которое стали называть стиль мануэлино. Нанятые мастерами архитекторы для проекта были португалец Диого де Арруда и испанец Жоао де Кастильо.
Преемник Мануэла I, король Жуан (Иоанн) III, демилитаризовал Орден Христа и сделал его полностью религиозного порядка, передав правление Святому Бернарду из Клерво. Он распорядился о строительстве новой обители в 1557 году, которая является одним из лучших образцов архитектуры эпохи Возрождения в Португалии.
В 1581 году, после череды кризисов, португальская знать собралась в Монастырь Христа в Томар и официально признли Филиппа II Испании (Филипп I Португалии) своим королем. Это стало началом Иберийского союза (1581-1640), во время которого королевства Португалии и Испании были едины. Водопровод монастыря был построен во времена испанского правления.
В 1810 году Наполеон переделал Convento-de-Cristo в казармы для своих войск, в результате чегобыло нанесено много вреда убранству храма. Тем не менее, он до сих пор остается одним из самых уникальных и впечатляющих архитектурных памятников Португалии.
В 1983 году монастырь Христа был добавлен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО на том основании, что он "представляет собой значительное художественное достижение" - особенно за свои украшения в стиле мануэлино - и потому что это "прямо и косвенно связанно с событиями или идеями или верованиями выдающегося значения "- он стал символом открытия других цивилизаций Португалией.
Что посмотреть
Портал церкви, разработанный Жоао де Кастильо около 1530 года, богато созданный и украшенный в стиле мануэлино. Справа от портала 12 века - charola или ротонды, с крепкими контрфорсами, круглые окна и колокольня. Как и все церкви тамплиеров, его форма была созданна по подобию Церкови Гроба Господня и Купола Скалы (которая ошибочно считается частью Храма Соломона) в Иерусалиме.
Внутри, charola богато украшены картинами и скульптурами. Восемь колонн романского стиля создают арочные своды. Капитоли изображают растительные и животные мотивы, а также Даниила в львиный сцене. Стиль капитолей отображает влияние художников, работающих на строительстве собора Коимбры, которое велось в то же время. Сильное мавританское и византийское влияния перекликаются с западными стилями, создавая слияние Востока и Запада как, например, в Mezquita-de-Cordoba в Испании или собор Ахене в Германии.
Скульптуры и картины в стиле мануэлино были добавлены в ходе обновления эгидой короля Мануэля I, начиная с 1499 года. Фрески, изображающие жизнь Христа, кисти придворного художника Мануэля I, португалца Хорхе Афонсо. Столпы центрального восьмиугольника и стены, а также статуи святых и ангелов расположенные под навесами в готическом стиле (приписываются фламандскому скульптору Оливье де Ганд и испанецу Эрнан Муньос).
С другой стороны, в левой части портала, находится прямоугольная нефа в стиле мануэлино 16-го века, которая заменила готическую версии Принца Генри. Большая арка соединяющая интерьеры романской круглой церкови с нефом. Неф переходит в хор, который когда-то состоял из стоек в стиле мануэлино, но они были среди жертв вторжения наполеоновских войск.
Возможно, лучший пример каменной кладки мануэлино в монастыре Христа находится у западного окна, называемого Окном главы Дома(Janela do Capítulo). Оно содержит тщательно спланированные детали, все иллюстрирующие статус великой Португалии как морской державы. Среди скульптур канаты, узлы, полные паруса, моряки с инструментами своего ремесла, а также различные морские пейзажи.
Восемь монастырских обителей охватывают различные стили. Известные монастыри включают в себя:
Claustro de D. João III (монастырь Иоанна III, или главный монастырь): Начатый во главе с королем Иоанном III Португалии и законченный в период правления Филиппа I Португалии (Филипп II Испании). Первым архитектором был испанец Диего де Торалва, который начал строительные работы в 1557 году, которые были законченны в 1591 году по проекту архитектора Филиппа II, итальянца Филиппо Терзи. Этот великолепный двухэтажный монастырь соединяет общежитие монахов и церковь, и считается одним из самых важных примеров архитектуры в стиле маньеризма в Португалии. Два уровня связывают четыре элегантных геликоидальных лестницы, расположенные в каждом углу монастыря.
Claustro da Lavagem (стиральный монастырь): Двухэтажный готический монастырь построеный примерно в 1433 по указу Генриха Мореплавателя. Здесь монахи омывали свои одежды.
Claustro do Cemitério (Обитель-кладбище): Также построен по указу Генриха Мореплавателя. Этот готический монастырь был местом захоронения для рыцарей и монахов ордена. Элегантные симметричные колонны, арки, красивейшие капитоли с растительными мотивами, а стены украшены плиткой 16-го века. В гробнице стиля мануэлино (ок. 1523) лежит Диого да Гама, брат путешественника Васко да Гама.
Claustro-de-Santa-Barbara (монастырь Санта-Барбара): Построен в 16 веке. Окна выходят на Дом Главы и западный фасад нефа церкви.
Общежитие, где монахи жили в келиях, можно увидеть во время краткой экскурсии под руководством гида. Кафе в Convento предлагает легкие закуски и напитки.