Развитие речи с 3 до 6 лет
К трем годам, как правило, ребенок интенсивно набирает словарь, начинает говорить фразами. Одновременно с развитием речи развивается мышление и воображение ребенка. Внимание, память, мышление - основы, на которых строится речь.
Тут есть 57 упражнений на развитие речи ребенка с 3 (даже с 2) до 6 лет. Занятия в картинках с комментариями для родителей.
Еще несколько игр и упражнений на развитие речи детей этого возраста:
1) Шесть вариантов игры "Разные слова" (способствует развитию наблюдательности)
2) Пять вариантов игрового упражнения "Добавление" (Варианты разной степени сложности. Дети младшего возраста привлекаются к договариванию слов во фразах и предложениях, а старшие (старше 6 лет) — самостоятельно осуществляют лексический отбор.)
3) Занятие "Фильм" для детей от 5 лет (позволяет детям осмыслить и закрепить в опыте последовательность действий)
4) Игра "Что от чего" для детей от 5 лет (ребенок учится составлять из частей целое)
5) Пять вариантов игры "На что похоже" (развивает не только речь, но и воображение)
6) Два варианта игры "Сравнение" (способствует обогащению словарного запаса детей, развивает наблюдательность, внимание)
7) Игра "Кто от куда" (Цель игры — научить детей выявлять закономерности, связи и отношения между объектами)
8) Десять вариантов упражнения "Все наоборот" для детей от 5 лет (развивает воображение, активизирует мыслительную деятельность)
9) Игра "Лавина слов" (развивает память, умение классифицировать предметы по группам)
Упражнения на тренировку дикции (отчетливое и ясное произношение слов, слогов и звуков)
Дикция отрабатывается с помощью шуток-чистоговорок, таких как: Бы-бы-бы — идет дым из трубы, Ра-ра-ра - завтра дождь с утра и т.д.
А также с помощью скороговорок, начинать лучше с простых, постепенно усложняя.
Игры и упражнения на произношение шипящих звуков: Например, после рассматривания картинки «Еж и ежата» взрослый предлагает выполнить ряд заданий: четко произнести фразы со звуками «Ш» и «Ж» («Ша-ша-ша — мы купаем малыша; шу-шу-шу — дам грибочек малышу; ши-ши-ши — где гуляют малыши? или: жа-жа-жа — мы увидели ежа; жу-жу-жу — мы грибок дадим ежу; жи-жи-жи — где грибы берут ежи?»). Такие упражнения помогают детям освоить интонацию вопроса и развивают у них чувство ритма.
Как заниматься с ребенком:
Игровая деятельность не должна целиком подменяться речью и подавлять эмоции ребенка. Если в процессе общения мы забываем о его эмоциональной стороне, делаем речь самоцелью, то потребность в общении постепенно угасает.
Используя игры и занятия по развитию речи как средство организации общения нужно следить за настроением малыша, хорошо знать и учитывать его речевые возможности. Там, где ребенок не может найти подходящего слова, надо сочетать речевые и неречевые средства общения — жесты, мимику, пластику.
При занятиях с ребенком не следует думать, что он сразу же начнет использовать морфологически, грамматически и синтаксически правильные формы и конструкции, свойственные речи взрослых: это происходит постепенно и длительно.
В приложении еще игры по развитию речи:
1) 29 игр на развитие речи детей с 3 до 4 лет
2) 13 игр на развитие речи детей с 4 до 6 лет