В конце 50-х годов прошлого столетия Нимейер решительно отошел от стереотипов – ему удалось спроектировать не столько сооружения, сколько скульптурные произведения, напоминающие памятники архитектуры еще невиданной цивилизации, так отчетливо вырисовывающиеся на фоне облаков и тропического неба. Он сочинил свой стиль, в котором форма индейской хижины уживалась с аркадами колониальной архитектуры, а сферические купола (так похожие на тарелки НЛО) уже заглядывали в будущее космической эры. Его колонны как бы едва касаются земли и потому воспринимаются не как античный символ могущества, а подчеркивают простоту и легкость; железобетонные здания лишены массивности и на вид очень пластичны и лаконичны, а органично вплетенные в экстерьер вода и зеленый ландшафт будто оживляют их.
В носовой части «самолета» раскинулась площадь Трех властей, символизирующая равенство и единство законодательной, исполнительной и судебной властей. В центре площади, признанной чудом вкуса, уравновешенности пропорций, силы и элегантности, установлена стометровая мачта с гигантским полотнищем национального флага. От площади параллельно протянулись две линии 20-этажных министерских корпусов, разделенные огромным зеленым полем. Вдоль зданий идут широкие трассы, закрученные перед телебашней кольцами абсолютно одинаковых дорожных развязок. Создается неправдоподобное ощущение, что реальна лишь одна часть города, вторая же – ее зеркальное отражение.
На площади расположены две симметричные 28-этажные башни-близнецы, в которых работает аппарат Национального конгресса. Во внешнем облике Дворца Справедливости, где размещается министерство юстиции, О. Нимейер соединил воедино архитектуру и природу: здание окружено водой, а на фасаде устроены каскады, откуда, подобно водопаду, днем и ночью льется вода.
Дворец Плоскогорья, где дислоцирован аппарат президента, необычайно светлый, а чистые линии колонн создают непередаваемое ощущение легкости – будто здание воспарило над землей. Такое же впечатление производит Дворец Верховного суда, находящийся по другую сторону площади. Словно из воды вырастает арочное здание министерства иностранных дел – Дворец Итамарати, куда можно попасть только по мостам с фасада и торцов. Вынесенные за внешнюю стену колонны, длина которых удваивается за счет отражения в воде, кажутся почти бесплотными и создают такую легкую и воздушную галерею, по которой не понятно на что опирается многотонная бетонная крыша, защищающая от солнца интерьер стеклянного здания.
Каждое здание, придуманное Нимейером, ошеломляет непривычными контурами, дерзкими линиями, неожиданными формами. Одним из символов города является Кафедральный собор, взметнувшийся в небо огромным стеклянным конусом, опоясанным заточенными, будто карандаши, белыми колоннами. Собор со всех сторон окружен водой. Чтобы попасть внутрь, необходимо спуститься вниз по пандусу. Пройдя через полумрак коридора, посетитель оказывается в залитом солнцем огромном пространстве собора. Витражи по всему объему внутреннего помещения просто поражают воображение.
Сегодня Бразилиа, который в 2010 году отпразднует свое 50-летие, все больше сталкивается с проблемами роста – возрастает нагрузка на транспортные системы и социальную инфраструктуру, размываются прежде четкие контуры функциональных зон. Это расширяет поле для скептицизма в отношении «идеальности» замысла отцов-основателей. Некоторые туристы, приезжающие сюда после бурлящих энергией и захватывающих своей историей Сан-Пауло и Рио-де-Жанейро, спешат навесить столице ярлык скучного города, лишенного атмосферы человеческого обитания.
Вместе с тем, Бразилиа, где очень легко ориентироваться, скоро становится «своим». И тогда этот поистине уникальный архитектурно-природный комплекс открывается во всей своей красе – во всеобъемлющем просторе, неповторимости городского ландшафта, чистоте экологии и какой-то сельской размеренности жизни. В конце концов, невозможно не проникнуться особым чувством к этому городу, ставшему подлинным памятником величия патриотического подвига и творческого гения бразильцев – удивительного народа, в самых непростых условиях на фоне глубокого экономического кризиса решившегося на осуществление такого рискованного предприятия лишь для того, чтобы поднять дух нации.
Как признавался позже Нимейер: «Самым главным было построить Бразилиа вопреки всем препятствиям, возвести его в пустыне быстро, словно по мановению волшебства, вдохнуть жизнь в это бесконечное плоскогорье, ранее неизведанное и безлюдное. Важно было проложить дороги, построить плотины, увидеть как здесь возникают новые города, чтобы придать бразильцу немного оптимизма, показать ему, что наша земля благодатна и что ее богатства, на которые так грубо посягают наши враги, требуют защиты и энтузиазма».