Важным моментом для гармоничного развития и воспитания ребенка является то, что родители хотят познакомить свое чадо с музеем изобразительных искусств. В этой статье хочется поразмыслить на тему, что нужно предпринять родителям, чтобы знакомство ребенка с искусством прошло успешно и не оставило отрицательных эмоций. Как же сделать так, чтобы во время семейного посещения музея у ребенка не пропал интерес к изобразительному искусству, и его не одолела скука от просмотра картин.
Очень часто родители ведут детей в такие музеи из чувства долга, мол, это надо для полноценного развития ребенка. И такие вынужденные посещения зачастую бывают не организованы. Мамы и папы, бабушки и дедушки плохо себе представляют, как вести себя в музее с детьми, что им там рассказывать и можно ли позволять ребенку вести себя в картинной галерее свободно.
Из-за нехватки у взрослых элементарных знаний, страдают в итоге дети. Им становится тоскливо ходить из зала в зал и смотреть то на портреты, то на натюрморты, то на что-нибудь для него непонятное. Такое расплывчатое общение с классическими произведениями искусства никак не повлияет на художественное развитие ребенка, и оставит только одни негативные эмоции.
Интересуясь этой темой, нашла замечательный пример из жизни типичной девочки-третьеклассницы. Ее мама любит водить ее по различным выставкам. Они побывали уже во многих известных местах, таких как Третьяковка, Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина и др. Но, ни об одной картине, ни об одном шедевре девочка ничего рассказать не может. Хотя времени после посещения музея прошло совсем не много. В ее воспоминании осталось только то, что было вокруг много картин, нарисованных яркими красками, и что мама все время общалась со своей подругой.
Так как же заинтересовать ребенка, вовлечь его в мир изобразительного искусства?
Проанализировав ситуацию, пришла к выводу, что родителям нужно относиться очень серьезно к посещению музея вместе с ребенком. Для этого нужно хоть немного подготовиться.
Во-первых, не совмещайте экскурсию в музей одновременно со встречей с вашими друзьями. Лучше пусть ваш ребенок пригласит с собой своего лучшего друга или подругу. Для него имеет огромное значение поделиться мнением и впечатлением от увиденной картины со своим сверстником, с которым он находится на равных в плане понимания происходящего. Детям легче общаться друг с другом, нежели с взрослыми, которые могут и осудить, и не правильно понять мнение ребенка, и пожурить его за его непосредственные высказывания.
Когда ребенок идет в музей в первый раз, он относится к этому, как очень важному событию своей жизни. И нужно сделать так, чтобы это событие стало радостным. Не стоит приобщать экскурсию к какому-либо празднику или к новому жизненному этапу (например, начало нового учебного года и прочие переходные моменты). Лучше предложить ребенку сходить в музей после школы или в выходные, чтобы у ребенка не было других возбуждающих и отвлекающих факторов. Так он лучше сможет запомнить некоторые шедевры, или хотя бы отдельные образы знаменитых картин.
Заранее предупредите ребенка, что скоро его ждет интересный поход в музей. Пусть он настраивается и готовится. Он может расспрашивать вас о том, что он сможет увидеть в музее, какие картины там есть, и кто их автор. Если вы не знаете, как ответить на все его вопросы, можно вместе с ребенком поискать нужные ответы. Сейчас это довольно просто сделать при помощи интернета. Там же можно найти информацию о самом музее, куда вы собираетесь пойти, работы каких авторов представлены на выставке. Так же можно изучить биографию некоторых художников и посмотреть знаменитые репродукции. С такой подготовкой вы и ваш ребенок сможете смело наслаждаться шедеврами классики в картинной галерее.
Дети дошкольного и младшего школьного возраста очень восприимчивы к окружающей их обстановке. Поэтому, придя в музей в первый раз, позвольте детям все внимательно рассмотреть и, если можно потрогать руками. Ведь в музее помимо картин и скульптур находится очень много других предметов, захватывающих внимание малышей. Это могут быть резные лестницы, большие красивые диваны, огромные хрустальные люстры.
Рассмотрите все детали вместе с ребенком, обсудите ваши впечатления. И объясните ему правила поведения в музее: наверняка ребенок заметит, что все люди очень тихо себя ведут и разговаривают вполголоса. Когда ребенок все поймет, прочувствует, сам отдаст входные билеты контролеру, все кругом рассмотрит, ему будет легче воспринимать предметы искусства и отвлекаться уже на что-то другое не будет необходимости.
Бывает так, что впечатления от окружающей обстановки оказываются сильнее, чем от увиденных произведений искусств. Но родителям не стоит огорчаться по этому поводу – ведь из таких мелочей строится отношение ребенка к посещению музея в целом.
Вот какие примеры из жизни людей встретились мне.
Один автор вспоминает свои впечатления от первого посещения Эрмитажа. Семья его жила тогда (в 50-е годы) в коммунальной квартире, и о роскошном интерьере маленький ребенок не имел никакого преставления. Но вот однажды он пошел в Эрмитаж вместе с мамой и папой.Сам дворец он видел уже несколько раз, так как часто гулял на этой площади с мамой. Поэтому новых и бурных эмоций это здание у ребенка не вызвало. Но вот когда они попали вовнутрь, мальчика поразила красота величественной бело-золотой лестницы. От такого восторга он оробел и не знал как вести себя дальше. Тогда его отец уверенно взял его за руку и повел как раз по этой волшебной лестнице. Мальчику дали возможность рассмотреть каждую ее деталь. А какие картины он видел в Эрмитаже, он, конечно же, не запомнил.
Но спустя годы, по окончании, школы этот мальчик снова посетил Эрмитаж. И впечатления из раннего детства снова вернулись к нему. Из-за этого дворец стал для него близким и уютным. Родительская уверенность и уважение к детскому любопытству не оттолкнули мальчика, а наоборот очень сильно повлияли с положительной стороны на развитие интереса и увлечения к изобразительному искусству.
Такие воспоминания уже достаточно взрослого мужчины являются хорошим примером того, как может повлиять первая встреча с музеем на дальнейшее отношение к миру искусства. Его родители повели себя очень правильно, и благодаря их поддержке и пониманию, мальчик смог полюбить это замечательное архитектурное творение. И Эрмитаж вызывает у него с того момента только самые добрые, радостные и счастливые воспоминания. Такие события, наверняка, присутствуют в жизни каждого человека. Очень яркие впечатления способны на уровне подсознания повлиять на понимание искусства и на развитие увлечения, и может быть даже на раскрытие творческих способностей.
Как же стоит общаться с детьми в зале перед шедеврами мирового искусства?
Посещая музей и знакомясь с предметом искусства, дети, как правило, не имеют определенной цели по отношению к данной картине. Поэтому задача взрослого человека, родителя или экскурсовода состоит в том, чтобы правильно организовать просмотр, то есть «нацелить» детей на восприятие произведения. Для этого можно применить нехитрые методы.
Один из них предлагает взрослому выбрать картину с наиболее яркой эмоциональной окраской и задать вопрос детям, что примечательного и интересного можно увидеть на данном полотне. В основном в ответах будет содержаться информация о настроении, которое испытывают дети, глядя на картину.
Дети могут рассказать о переживаниях героев, об их чувствах. Также будут предполагать, какое действие изобразил художник. Не пройдут мимо их внимания и детали изображения, выделят цвет предметов, и обязательно скажут об этом, если он не соответствует действительности. Все ответы, так или иначе, определяют общие аспекты и частные моменты художественного образа.
Взрослому человеку в такой беседе нужно поддержать ребенка, похвалить за его внимательность и обратить внимание именно на особенности художественного образа. Объяснить, что как раз в этом и кроется смысл картины. Следует также рассказать некоторые факты из истории написания картины, какими методами пользовался художник и интересные моменты из его жизни. Но весь рассказ должен строиться исходя из образа картины.
Приведу пример, когда с детьми в Государственной Третьяковской галерее обсуждалась картина «Новая Москва» Ю.Пименова. Как и было сказано выше, детям был задан вопрос, что они видят на этой картине. Ответы были такими: как будто только что прошел дождь, на улице стало свежо и чисто. Такие примитивные ответы обязательно надо похвалить и сказать, что дети попали в точку.
Дальше можно повествовать о том, что автор этого произведения изобразил Москву, словно в ней начинается новая жизнь. Дети могут отметить и какие-нибудь отдельные детали. Такие ответы тоже нужно похвалить и потом объяснить, что детали важны, но имеют второстепенное значение. К примеру, современные дети могут отметить, что на картине изображена женщина за рулем, что для того времени случалось очень редко. Такое замечание нужно поддержать и ответить, что автор именно этим и хотел показать новизну и перемены, происходящие в те годы.
Другой метод нацелен на то, чтобы дети сами выбрали в зале наиболее радостную на их взгляд картину. Нужно дать им время подумать и обсудить это между собой, поделиться своими впечатлениями от выбранной картины со сверстниками. После этого пусть они выскажут свое обоснованное мнение, по каким признакам они поняли, что картина соответствует заданному настроению. Затем наоборот, дайте задание найти самую мрачную, грустную тему, и также обсудите ее.
Если, по вашему мнению, ваш ребенок высказывает примитивные суждения, не может конкретизировать или правильно охарактеризовать образ, в этом нет ничего страшного. Все равно, нужно похвалить его за малейшее проявление интереса к картине, за любые детали, замеченные в произведении. Ведь все дети воспринимают содержание картины по-разному. Это зависит от многих факторов: от начитанности, от индивидуальных особенностей ребенка, от имеющегося творческого опыта. Если для вас важно, чтобы ваш ребенок хорошо разбирался в изобразительном искусстве, тогда следует выявить причину и поработать над этой проблемой. Вот, например, следующим способом.
Если во время знакомства с картиной «Горы. Армения. 1923» М. Сарьяна, находящейся в Государственной Третьяковской галерее, ребенок скажет, что ничего не понимает, что видит лишь одни штрихи и пятна краски. Этот эффект получается оттого, что ребенок стоит слишком близко к полотну. Отведите его подальше и дайте взглянуть на картину еще раз. Увидите, как он удивится. Теперь он будет в восторге от того, что те полоски, которые он видел вблизи, оказались полями в горах. И увидит происходящее на картине действие.
Еще такой пример, показывающий родителям на то, что дети в возрасте 7-10 лет очень чутко воспринимают образ, настроение, которое хотел передать автор. Был такой случай, когда девочка, придя с мамой в Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, смотрела на портрет Ж.Сомари, выполненный О.Ренуаром. Девочке показалось, что женщина на картине о чем-то мечтает. Но такое замечание не понравилось ее маме, за что она ее пожурила, и пристыдила свою дочь, сказав, что это знаменитая актриса. Для мамы главным в этой картине была игра цвета. Но дочь ее все-таки была права, правильно ощутила суть работы. Какое-то время эта картина называлась «Мечтательница».
Такие случаи встречаются часто, когда родители считают себя эрудированными и не дают раскрыться индивидуальным способностям своего ребенка самостоятельно изучать картины, а не следовать определенным шаблонам. В данном случае нужно похвалить ребенка за наблюдение и предложить поразмышлять над вопросом «о чем же все-таки могла мечтать эта тетя?»
Взрослым нужно помнить, что они не должны навязывать своего мнения по отношению к любому произведению искусства. И нужно знать некоторые особенности детей в возрасте 7-10 лет. Они не могут сопоставить смысл высказанных суждений взрослого человека с содержанием картины. Нужно дать ребенку возможность по-своему прочувствовать художественный образ. Такое упражнение хорошо влияет на развитие у ребенка художественного вкуса.
Перед посещением музея родителя иногда задаются вопросом, какие картины следует обязательно показывать своему ребенку, а какие категорически нужно обходить стороной. В этом вопросе возрастных ограничений не существует. Конечно же, с осторожностью надо относиться к просмотру картин, на которых изображены сцены насилия. И не следует обсуждать их в присутствии детей. А картины, на которых изображены обнаженные натуры, следует просматривать в общем ряду, не делая на них акцента.
Жанры картин могут быть абсолютно разными. Детям нравится изучать как пейзажи, натюрморты, так и портреты. Для первого посещения музея лучше ограничиться только просмотром живописи, так как этот вид более привлекателен для детей. А графику приберечь для последующих посещений.
Во второй раз в музей лучше приходить недели через две после первого знакомства. За это время ребенок еще не успел много забыть.
Итак, во второй раз лучше начать с посещения знакомого зала, или с того места, где закончили первую экскурсию. Здесь можно попросить ребенка подумать и определить картины, написанные одним художником. Пусть дети выскажут свою точку зрения, по каким критериям они смогли это сделать. Важно похвалить детей за узнавание общего подхода автора.Дети очень любопытны и могут задавать самые неожиданные вопросы. Например, они хотят узнать, каким образом художник добивается разных эффектов. Для таких бесед взрослому необходимы глубокие познания в искусстве. Если вы не знаете ответа, то можно предложить ребенку поразмышлять над этим и дать свой вариант ответа.
Если экскурсия прошла успешно, и ребенок получил огромное удовольствие от просмотра картин, то он сможет вспоминать свой поход в музей очень долго. Чтобы положительные впечатления не угасали, желательно заинтересовывать вашего ребенка и дома. Показывайте ему книги с репродукциями картин, в которой ребенок сможет найти уже известные ему произведения искусства. Можно позаниматься с ним следующим образом: вспомнить названия и авторов картин, которые он видел в музее.
Будет здорово, если он расскажет некоторые факты из биографии или творчества художника, особенности его работ. Не забывайте хвалить своего юного искусствоведа за любые высказывания. Следует обратить внимание и на то, что в репродукции картины могут быть неточности, по сравнению с оригиналом. Пусть ребенок подумает и ответит, что конкретно не отобразилось или исказилось в печатном издании.
Для гармоничного развития ребенка будет полезным читать книги, рассказывающие об изобразительном искусстве. Если такие книги есть в вашей домашней библиотеке, ребенку будет интересно узнать что-нибудь новенькое из творчества понравившегося художника. Помимо книг такую информацию можно получить через интернет.
Помогут не забывать посещение музея детские книги, в которых иллюстрации выполнены известными художниками. Ребенку будет радостно встретить на страницах любимой сказки картину, которую он недавно видел в музее. И наоборот, придя в музей, очень удивится, что иллюстрацию из книжки можно встретить в музее на большом полотне.
Также дома родителям следует поддержать начинания ребенка нарисовать по памяти что-нибудь из того, что в музее произвело на него очень яркое впечатление. Пусть это будут нелепые мазки, ребенок захочет воспроизвести сюжет картины или отдельные моменты образа. Похвалите его за смелые попытки передать сюжет известной картины по-своему. Таким образом, у ребенка образуется связь между восприятием искусства и творческой деятельностью.