Собор Успения Божией Матери в городе Дмитрове был возведен во времена княжения Юрия Ивановича Дмитровского, по мнению историков, именно на выделенные им средства. Ранее на том самом месте возвышался белокаменный храм, постройка которого датируется XIV веком.
Строительство
Заняло, по меньшей мере, пять лет, с 1507 по 1512 годы, однако точной даты завершения отделочных работ доподлинно неизвестно. В то время он занимал меньшую площадь, нежели сегодня и состоял из пятиглавого кирпичного строения, выложенного белым камнем и окруженным двухъярусной арочной галереей крытого типа. На сегодняшний день сохранилась лишь ее западная часть.
С северной части располагалась звонница – именно ее основание позже вошло в стену одного из приделов, который строился позднее. Община имела позакомарное покрытие также, как и другие XVI века. Спустя несколько столетий покрытие было заменено четырехскатной кровлей. Изначально главы были шлемовидными с кирпичными барабанами и деревянной «чешуей», однако в 1790 году они были заменены на луковичные со световыми деревянными барабанами.Архитектура
Существует предположение, что он был построен специально приглашенными итальянскими мастерами – историки и исследователи видят в нем веяние именно их стиля того времени. Кроме того, постройка напоминает Архангельский храм Московского Кремля по ряду приемов, использованных при строительстве и отделке.
По мнению историков, возможность «итальянских» корней весьма велика – князь Иван III, отец князя Дмитровского, неоднократно обращался к итальянским мастерам для строительства различных объектов Москвы. Сам он строился как дворцовый, а его подвал и подклет изначально предназначались для хозяйственных нужд. Так строились Успенская и Троицкая церкви и Александровская слобода.
Колокольня
Несмотря на то, что прямых сведений о ее наличии не сохранилось, исходя из великого его значения считается, что она все же была. Со временем она была разрушена, но уже во время реставрации в 1793-1796 годах была возведена новая трехъярусная колокольня в стиле классицизм.
Успенский
Он интересен как в первоначальном своем виде, так и после реставраций и перестроек. Многие фасады сохранились в подлинности, открыв для историков и исследователей изразцы с распятиями XVI века, вправленные в закомары боковых фасадов.
В XVII веке была пристроена высокая лестница, которая после строительства новой колокольни соединила последнюю с самим зданием. На протяжении всего XIX века реставрация и строительство продолжалось: были достроены галереи с приделами. На сегодняшний день в восточной стороне расположено два из них: Сергиевский и Покровский, а также два на западной стороне: Воздвижения Креста Господня и Митрофана Воронежского.
Убранство
По сей день внутри сохранился пятиярусный иконостас с золоченой резьбой. Изготовлен он был в конце XVII века, однако часть его икон датируется XV веком.
Первые исследования начались еще в XVIII веке, однако тогда постройку ошибочно датировали XII веком. В советские времена он был закрыт для богослужений, а в его помещениях был расположен Дмитровский краеведческий музей. После войны все пришло в упадок, однако был позже отреставрирован. С 1991 года и по сей день собор передан верующим для богослужения.