Проехать мимо ансамбля в Бронницах просто невозможно. Два здания и высокая колокольня стоят почти на проезжей части, встречая каждого гостя и жителя этого города.
Практически с возникновением города, был построен удивительный храм во имя Архистратига Михаила. По предположениям, он появился в начале 15 века. Это самое старинное здание, в то время оно было деревянным. В каменном виде он перестроен только в 1696 году.
Воздвигнутое из кирпича, строение обладает классической композицией, а украшено в стиле барокко. Главный объем венчают пять аккуратных глав. Внешне уж очень походит на старинные небольшие деревянные сооружения.
В трапезной можно увидеть шикарную лепнину, выполненную тоже в стиле барокко. Она элегантно и изящно обрамляет все панно. К 19 веку они заметно обветшали. Поэтому было принято решение их немного обновить и отреставрировать.
Рядом с алтарем расположены две могилы. Это захоронения известных декабристов. Один из них – М.А. Фонвизин. Другой – близкий друг Александра Сергеевича Пушкина – И.И. Пущин. Над надгробьями каждого из них можно увидеть шикарные скульптуры в стиле классицизма.
Возвести собор Архистратига Михаила повелела княгиня Софья Викторовна. По ее же желанию он должен был быть обильно украшен. Поэтому над этим проектом работали знатные мастеровые и зодчие. Над лепниной и декором здания трудились специалисты, приглашенные из Оружейной палаты. Иконы писали великие личности. Среди них Кирилл Уланов и Тихон Филатьев. Освятили его в 1705 году. Именно тогда он открыл свои двери для прихожан.
До 19 века существовал еще один деревянный собор во имя святителя Николая. Местные жители его разобрали, потому что он совсем обветшал и практически уже начал рушиться. Однако место пустым не оставили. Новым украшением города стала церковь в честь Иерусалимской иконы Божией Матери. В 1840-ом году началось создание каменного здания. Оно обладает сразу двумя пределами. Один из них освятили во имя святителя Николая. Второй – в честь Святителя Иоанна Милостивого.
Воздвигли его на пожертвования, которые собрали прихожане. И уже в феврале 1846 года состоялось освещение. Архитектором стал А. Шестаков. Он спроектировал его в стиле классицизма.
Само сооружение представляет собой кирпичный дом с красивыми портиками. Венчает его один купол, который основан на барабане.
Общее впечатление не вызывает особых восторгов. Напротив, форма классическая и даже простая. Никаких особых изысков или величественных деталей здесь нет. Оно и понятно. Ведь все делалось на общественные деньги, а не по воле богатого семейства или же царской семьи.
Художник и иконописец по фамилии Кононов работал над росписью обоих пределов. К середине 19 века сюда привезли и Иерусалимскую икону Божией Матери. Она является чудотворной, и по сей день к ней может приложиться любой желающий прихожанин.
В 1880-ом году приход сильно расширили. Поэтому пришлось вновь расписывать стены и своды. За это дело взялся художник Розанов. После того, как мастер закончил свою работу, он был заново освещен. На этот раз Митрополитом Московским Макарием.
Рядом была воздвигнута колокольня. Ее архитектура очень схожа с Новодевичьим монастырем. Она выросла рядом с комплексом в восьмидесятые годы девятнадцатого столетия и до сих пор дополняет ансамбль святых зданий