Несколько фактов из истории села Пушкино
Она началась давно. Согласно сведениям исследователей Подмосковья первым владельцем этих земель был боярин Григорий Пушка в ХIV столетии. Дальнейшие документы свидетельствуют о том, что поселение стало митрополичьим владением, а затем большим патриаршим селом с конца ХIV века.Согласно историческим фактам, Пушкино было полностью разорено после налета на Москву крымского хана Довлет-Гирея.
История
В 1585 году оно принадлежало митрополичьему дому, а затем перешло патриаршему. В это же время и была построена первая деревянная обитель во имя св. Николая, которая несколько раз перестраивалась и один раз горела. Именно из-за этого в апреле 1692 года св. Патриархом Киром Адрианом было принято решение построить каменный. Он лично посетил село Пушкино для тщательного досмотра и благословения приготовленного места под застройку каменной постройки во имя Николы Чудотворца, взамен обветшалой деревянной.Уже в 1694 году она была построена и освящена патриархом, об этом сообщает надпись на вделанном в стену внутри белом камне.
В 1871-1876 годах были пристроены приделы и колокольня во имя апостола Иоанна Богослова и прп. Сергия. Меньше чем через столетие, а точнее в 1940 году, он был варварски ограблен, осквернен и в результате закрыт. Но буквально через 7 лет его вернули верующим людям, и с тех пор он радует своих прихожан регулярными свершениями богослужений.
В современном ХХІ веке собор не потерялся среди малоэтажной застройки благодаря умелой работе неизвестных зодчих по созданию ландшафтной среды, так что он до сих пор хорошо проглядывается с ближних и дальних расстояний.
Заказчиком сельской постройки выступил последний патриарх Древней Руси Андриан, которому на смену пришел учрежденный Петром І Священный синод. Цель ее созданий – на случай остановки имущих.
Архитектура
На первый взгляд она кажется вполне рядовой и ничем не примечательной среди своих собратьев. Этому способствуют кубический объем с килевидными кокошниками и хорошо поставленные пятиглавия. Никольская община представляет собою типичный прямоугольник с проставленными пятью барабанами с главками. Во время строительства ей были приданы черты неорусского стиля.Но приглядевшись к ее архитектуре, более внимательно, гласит профессор М. Ильин, можно уловить своеобразие весьма необычных короновидных наличников, необычайность характера пилястр наличников окон, перехваченный тонкими гурами во многих местах, и «притаившееся» под фризом на западной стене восьмигранное обрамление для установки иконы. Отличительная черта, которая выделяет ее из сотен других, - это наличие двойного ряда окон.
В течение 1871-1876 годов к двум сторонам трапезной были пристроены колокольня, а также равновеликие приделы с крыльцами и алтарными выступами. Они имеют сравнительно небольшие размеры, а вот колокольня достаточно высокая – почти три яруса. Первые два яруса имеют прямоугольное строение, а третий последний – восьмиугольное. Верхняя часть колокольни создана в форме шатра, а увенчана главкой.
Внутреннее убранство небогатое. В основном это выполненные в псевдорусском стиле декоративные узоры, но есть еще датированные 1690-1870 годами отдельные иконы в иконостасе.
Даже в Советское время она функционировала в полном объеме и принимала прихожан. Здесь хранятся особенно почитаемые икона святителя Николая Чудотворца с частицами его мощей и образы Пресвятой Богородицы – Феодоровской и Казанской.
На сегодняшний день церковь капитально отремонтирована и действует. Она открывает свои двери для всех прихожан.