Деревянный храм Покрова был построен в 1705 году в селе Богородском. Владелицей его изначально была М.Ф. Хитрово. Затем усадьба перешла во владение министра финансов Александра I графа А.Д. Гурьева и под его руководством в 1807 году выстроили каменный собор.
Покровская церковь уютно располагается на севере красивого и пейзажного парка в стороне от хозяйственного и жилого комплексов усадьбы. Она стоит на площадке, в которой замыкается одна их главных аллей парка.
Нынешнее каменное строение Покрова Божией Матери создано с помощью помещика Н.И. Арцыбашева и купца Г.И. Нестерова. В ней всего четыре престола:
- На нижнем этаже – во имя святителя Димитрия Ростовского, а на верхнем – Покрова;
- С левой стороны - Сергия Радонежского, а с правой – святителя Митрофана Воронежского.
Немного истории
Здание сооружено в переходном стиле, совмещающем в себе элементы классицизма и барокко. Рядом находилась монументальная четырехъярусная колокольня, которая в начале XIX столетия была соединена с основным пристройкой трапезной. После реставрации в нем разместился Рузский районный краеведческий музей.В 1933-1934 годах согласно постановлению Мособлисполкома обитель была закрыта. Это нужно было для того чтобы здание использовать в других целях, а точнее для создания светолечебного и рентгеновского кабинета Рузской больницы. Такое решение было поддержано группой верующих, которые добровольно передали для расширения больницы, а сами перешли в соседствующую общину Дмитровскую.
Архитектурные особенности
Это место можно назвать прекрасным образцом стиля зрелого классицизма, который обладает исключительными деталями наружного декора и безупречными пропорциями. Его архитектурные особенности близки казаковской школе зодчества. Выстроен он из кирпича, а затем оштукатурен. Для декора применено большое количество белого камня.Планировочная схема соответствует конфигурации латинского креста с апсидой на востоке. Объемная композиция известна своим отличием - компактным характером и относительно слабой дифференциацией.
Храм кубический и увенчан куполом, который прорезан восемью круглыми люкарнами и опирается на подпружные пристенные арки. На своде находится обшитый железом цилиндрический глухой барабан, с простым по форме крестом и вазообразной главой.
Наружное убранство
Наружное оформление характерно зрелому классицизму, ведь оно отличается благородными и изящными формами. На южном фасаде находится четырех колонный ионический портик с треугольным фронтоном, который соответствует высоте смежных составляющих здания. Пилястр и базы колонн выполнены из белого камня, а все капители лепные вручную.Перед западным фасадом на нижнем ярусе колокольни находится аналогичный портик, только с колоннами тосканского ордена. Стенная поверхность довольно простая. Фасады нижнего яруса колокольни, трапезной, четверика и апсиды разделяются двумя профилированными белокаменными полосами на три зоны, которые соответствуют квадратным ложным проемам, окнам и цоколю на уровне второго света. Карниз, венчающий и тонко профилированный, а на окнах отсутствуют наличники.
Второй ярус по всем периметру обработанный пилястрами без капителей, опирающимися на полосу белокаменного цоколя. По углам находятся белокаменные вазоны, а в широких гранях верхнего яруса – большие круглые ниши.
Помещения апсиды обработаны пилястрами и имеют, в настоящее время, плоские перекрытия. Нижний ярус колокольни состоит из трех компартамента, а центральное помещение накрыто крестовым сводом. В боковых камерах также имеются плоские перекрытия, в одной из них ранее находилась деревянная лестница на верхние ярусы.
Дополнительные постройки
В 1960-1970 годах северный портик был разобран и вместо него был пристроен одноэтажный кирпичный домик, ставший впоследствии столовой дома отдыха. Интерьер искажен потолками, перегородками и столбами, а в апсиде пробиты два входных проема. О старом внутреннем убранстве напоминают только украшенные мозаикой бетонные полы.Сегодняшние дни
В течение длительного времени в помещении располагался больничный морг, но в конце 80-х годов он был восстановлен как памятник архитектуры и перешел во владение к краеведческому музею. В 2000-м году верхний этаж был передан для богослужения. А на нижнем этаже по-прежнему находится краеведческий музей. За два последних года было проведено множество восстановительных работ – капитально отремонтированы ограда и внешние фасады, проведено газовое отопление и установлен постоянный иконостас.