Начнем наш рассказ с истории поселка Клязьма, где и располагается Церковь Спаса Нерукотворного. Возникновение поселка датируется местными краеведами на 1840 год. Именно в это время тут появились выпускники Петербургской земледельческой школы, отправленные после окончания учебы в это место, чтобы организовать образцовое хозяйство.
Молодым специалистам выделили примерно 40,5 га земли, 7 лошадей, и несколько коров. Вот так недалеко от столицы возник новый поселок, длительное время называемый местными жителями как "Хутор". А после того, как в здешних местах построили железную дорогу, поселок Клязьма стал дачным.
Но, несмотря на то, что поселок используется жителями столицы как место для дачи, сюда также приезжают, чтобы посмотреть на историческое диво.
Он построен Иваном Александровичем Александренко купцом 2-й гильдии на свои собственные средства. Строительные работы по застройке каменной одноглавой церкви были закончены в 1916 году, об этом нам свидетельствует достаточно приметная надпись снизу на изразцовой ленте светового барабана, начертанная старинной вязью.
Над входом уютно расположилась оригинальная звонница. Также в нем продолжительное время размещалось общежитие. А в десятках метров от него возвели деревянную Церковь Гребневской иконы Божией Матери.
Как и у каждого исторического зодчества, у него есть свои архитектурные особенности. Она состоит из полукруглого алтаря, с двумя маленькими притворами с юга и севера. А также имеется трапезная, над которой размещена трехпролетная звонница. Завершается ансамблем кокошников, плавно сужающихся кверху. Над кокошниками возвышается величественный световой барабан, с главой в виде шлема, и крестом.
Проектировка полностью принадлежит архитектору и художнику С.И. Вашкову, который жил и умер 1879-1914 годах. Он был необычайно талантливым и любимым учеником самого В.М. Васнецова. С постоянством проводят службы в этом храме с 1989 года.
Кроме уникального архитектурно-планировочного решения, Клязьминский Храм Спаса Нерукотворного выделяется обширным применением майолики - поливной керамики, в наружной отделке. Такая обработка не свойственна Подмосковной архитектуре, но очень близка к Ярославскому зодчеству.
Все здесь, включая ломаный высокий фронтон звонницы, световые барабаны центральных кокошников и закомар, стены переходной галереи практически до оконного уровня - богато украшены панно майолики, напоминающее Врубелевские полотна по цветовому сдержанному колориту.
Очень печально только то, что были утрачены некоторые майоликовые фрагменты, например, в изображении митрополита Алексия и св. Николая Мирликийского на центральном фасаде. Их заменили масляной живописью. Также к существенным утратам можно отнести черепичное покрытие, которое сохранилось лишь на шлеме главы. В прошлом он совмещал зелёную черепицу, керамические панно, насыщенные холодной цветовой гаммой и широкую изразцовую арку портала. Все это было призвано создать неповторимый образ Спаса Нерукотворного – редчайшего памятника неоруси. Но, несмотря на некоторые утраты, она действует, и по сей день, собирая прихожан и гостей.