На тихой улочке с сельскими домами, дощатыми высокими заборами и утопающими палисадниками в зелени сирени возвышается чудесный памятник начала восемнадцатого столетия – собор Николы Посадского.
Немного истории
В Коломенском посаде во времена Золотой Орды в 1716 году был построен на средства прихожан во имя Николая «Мокрого». Облик в конце 1790-х годах был сильно изменен. Двусветный бесстолпный четверик был увенчан в пять рядов пирамидой кокошников и небольшим пятиглавием. Примыкают к нему сниженные объемы трех аспид и теплого одноглавого придела во имя святого Николая с личной трапезой. Живописные свойства здания снижены потерей крылец, западной паперти и стройной шаровой колокольни, которая входила в общий ансамбль. Внутренние помещения между собой слабо связаны и несут камерное предназначение. Стены побелены поверх обмазки, на сводах сбереглись фрагменты декоративной росписи девятнадцатого века, исполненные в технике «гризайль».
Сегодня церковь Николы Посадского в Коломне походит на красавицу в нарядном подвенечном платье, разубранном затейливыми кружевами и драгоценностями. Какая необыкновенная грация и стать воплощена в камне». Прежде всего, привлекает внимание необыкновенное сочетание небольшое пятиглавие с четырьмя рядами миниатюрных кокошников – все так и осталось! Центральная главка покрыта позолотой, а угловые – муравленой черепицей.
Как ранее упоминалось, в конце восемнадцатого столетия он был подвержен существенному изменению, истинный облик ему возвращен только после, проведенной под руководством естествоведа В.В.Кавельмахера, реставрации 1970-х годах.
Живописная композиция строения состоит из комплекса: зимнего и летнего, имеющие алтарные выступы и двух трапезных палат, которые водружены на высокий этаж подклета. Яркость и красочность архитектуры восполнялась шатровыми крыльцами, лестницами с рундуками и просторной папертью. Из элементов наружного декора можно отметить оконные наличники и порталы «штучного набора». Особенной яркой изюминкой служат остатки алтарной перегородки из кирпича, которые были обнаружены при реставрации.
Напротив западного входа стояла стройная звонница-свеча, на которой размещался ажурный очень легкий ярус для колоколов, прорезанный весь изящными арками, и перекрытый сильно заостренным, высоким шатром с резонаторами звона. До сегодняшнего дня от колокольни сохранилось только массивное основание.
Это типично купеческое здание, выстроенное в стиле «московского барокко», с широким хозяйственным подклетом. Здание тщательно отделано кирпичной резьбой, верх которого украшают сто пять забавных кокошников с «пучковым» пятиглавием. Центральный барабан предназначен специально для проникновения в света, а остальные четыре главка – «глухие».
В конце восемнадцатого века кокошники и наличники срубили, которые были восстановлены в ходе реставрации. При этом ажурные кресты, которые были восстановлены во время этих работ, были заменены на более упрощенные формы. В 1930-х годах стенопись и иконы также были утрачены. От отдельно стоявшей, красной шатровой колокольни сберегся только первый ярус.
В девяностых годах двадцатого столетия администрацией города храм был передан старообрядческой общине. Несмотря на потери, он до сих пор радует и завораживает людей, действующий.