Роскошная английская мебель, появившаяся в середине XVIII века сначала в метрополии, а затем и в британских владениях Нового Света, своим существованием обязана краснодеревщику, а впоследствии дизайнеру мебельных изделий Томасу Чиппендейлу. Об этом уникальном мастере, создавшем новый стиль дизайна, названный впоследствии его именем, мы и поведаем здесь посетителям Форум Града.
Истоки
Томас Чиппендейл (1709 – 1779) родился в семье столяра. В детстве и юности Томас не выпускал из рук столярные инструменты, он чувствовал себя комфортно среди лаков и стружек, в окружении древесных запахов, исходящих от зеркальных рам, стульев и кресел в стиле «королевы Анны» - именно такой была специализация его отца, мечтавшего о продолжении династии. В то время никто и предположить не мог, что слава сына простого резчика будет греметь по всему миру, а спустя некоторое время после смерти гениального мастера ему воздвигнут памятник с надписью «великому гражданину города Отли». О раннем периоде жизни мастера известно лишь то, что параллельно с обучением счету, грамоте и рисованию он постигал секреты ремесла, помогая отцу. В 1739 году он покинул родной Отли и перебрался на жительство в Лондон. Там он начал постигать мастерство резьбы по дереву, и вскоре увлекся мебельным делом всерьез.
Английское рококо
Для своих первых изделий Томас Чиппендейл использовал древесину ясеня, ореха, бука и дуба, а в дизайне преобладал «стиль королевы Анны», который практически копировал барокко континентальной Европы.
Зародившаяся во Франции в начале XVIII века новая художественная мода, названная стилем Людовика XV или «рококо», пришлась по душе мебельщикам Англии. Несмотря на граничащую с эпатажем изощренность декоративной вычурности, стиль этот был функциональным, благодаря ему изделия избавились от лишнего веса и громоздких форм, а зрительный и тактильный контакт с предметами стал более приятным. Основываясь на французских модных тенденциях, Томас Чиппендейл изобрел свой, эксклюзивный стиль, «английское рококо», важную роль в судьбе которого сыграло открытие мастерами свойств «махагони» - красного дерева.Прежде всего мастер резко уменьшил массивность изделий и начал искать пропорции, облегчающие зрительное восприятие. Предметы мебели становились изящнее не только в целом, но и в деталях. При этом фактура дерева, в отличие от французских образцов, не скрывалась под позолотой, краской и левкасом, а лишь покрывалась воском. «Стиль королевы Анны» не игнорировался полностью, а гармонично соединялся воедино с рокайльными украшениями в виде завитков и раковин. Кроме того, в арсенале декоративных средств значительное место заняли мотивы поздней готической архитектуры и китайского декоративного искусства. Оригинально переработанные и органично объединенные, эти разнородные элементы и образовали чудо, названное впоследствии именем мастера. Характерной особенностью «стиля Чиппендейла» стал отказ от декорирования поверхностей изделий.
Завоевание успеха
Для реализации честолюбивых устремлений условия, в которых приходилось работать английским мебельщикам, были неблагоприятными. Во Франции новые веяния появлялись и воплощались при дворе короля, в то время как в Англии королевских мебельщиков, архитекторов, живописцев и прочих мастеров искусства не было. Поэтому Томас Чиппендейл для завоевания известности предпринял гениальный ход: в 1754 году он опубликовал роскошное издание «Указатель для джентльменов и столяров-краснодеревщиков» - своеобразный каталог, включавший в себя 160 гравюр эскизов его мебели. Разлетелась книга мгновенно, и затем дважды переиздавалась. Четвертая книга с чертежами и рисунками, называвшаяся «Путеводитель для краснодеревщиков и обойщиков», вышла в 1778 году. Каталоги Чиппендейла пользовались невероятной популярностью – свидетельством тому была чрезвычайная заинтересованность ими Екатерины II, Томаса Джефферсона (президент США) и Людовика XVI: они приобрели для себя экземпляры этих книг.