<p>До места работы я добираюсь час с тремя пересадками. Такой путь утомляет, и от того, как я его проведу, зависит, как дальше сложится день. Стоит услышать ворчливую пассажирку или почувствовать толчок в спину в общественном транспорте — сразу пропадает настроение, и понимаешь, что день не заладится. А если тебе, сонной, улыбнется незнакомое такое же сонное лицо, наоборот, становится легче и хочется улыбаться всем вокруг.</p><p>Наиболее влияющими на настроение пассажиров я считаю «хозяев» автобусов, троллейбусов и трамваев — кондукторов.</p> <p>— Натуральный обмен! — слышится бодрый голос кондуктора в раннем переполненном троллейбусе.</p><p>— Меняю талончик на шестьсот рублей! Кто еще не принял участие? Ну, кто-то же тут заходил!</p><p>Кондуктор растерянными глазами ищет безбилетных пассажиров.</p><p>— А вот — нашла! — радостно подскакивает она к молодому человеку, который протягивает помятые купюры.</p> <p>— Мужчина, идите присядьте — место есть. Вам же далеко ехать, я знаю. Или вы сегодня раньше выходите?</p><p>Давно работая на этом маршруте, она делит пассажиров на «своих» и «случайных». Знает, кто на какой остановке заходит, кто куда едет, на каком месте любит сидеть. Она наблюдает за привычками и требованиями пассажиров. Они здесь как на ладони.</p><p>— Ой, спасибо вам, дорогие пассажиры, тронули меня до глубины души! Все заплатили за проезд добровольно. Я и не ожидала даже!</p><p>Часто слабым женщинам приходится сражаться со злостными неплательщиками, которые к тому же отказываются выходить из транспорта. Еще и кондуктора обругают вдогонку.</p><p>— Что у вас за проезд? Талончик пробили? А я такие не принимаю, — смеется кондуктор. — Лучше у меня купите. Парни, ну, не получается норма. У меня же так: сколько продам, столько и получу. Нужно за смену хоть двести тысяч насобирать. А где я их соберу, если вы талоны пробиваете?!</p><p>Если выполнять норму, с премиями и надбавками зарплата каждого кондуктора доходит до четырехсот тысяч. Ревизоры замечают необилеченного пассажира — вычитают из зарплаты кондуктора; забыли поставить в автобусе табличку «работает кондуктор» — снова минус из зарплаты. Говорят, что некоторые коллеги столько штрафов собирают, что еще и государству должны остаются.</p><p>В следующем автобусе пассажиры бунтовали.</p><p>— Что вы ко мне прицепились со своей оплатой, я пенсионерка, — возмущалась пожилая женщина, которой я только уступила место.</p><p>— У нас все пенсионеры платят, — старалась спокойно разговаривать кондуктор, — с тех пор, как отменили льготы.</p> <p>— Я знаю, что законом это не предусмотрено, но среди кондукторов существует секретное правило — с пенсионеров за проезд не брать.</p><p>Тут не выдерживает пассажирка, которая сидит рядом с бабушкой:</p><p>— Это не кондуктор устанавливает правила, с кого брать, а с кого нет. Ваши шестьсот рублей она государству отдает, а не в карман кладет. У нее сдельная зарплата. И ей тоже нужно кормить детей, как когда-то кормили вы своих. И, поверьте, зарплата у нее мало чем отличается от вашей пенсии. А попробуйте продержаться с шести утра восемь часов на ногах, да еще собирая тут все микробы, выслушивая пьяниц и хамов! Человека, может, несчастье заставило такой работой заниматься! — горячо кричит пассажирка. И тихо добавляет:</p><p>— Я сама кондуктором работаю.</p><p>И моя последняя пересадка. Здесь попалась совсем неприветливый кондуктор. Точно, еще успеет настроение испортить, пока до работы доеду.</p><p>— Привыкли «на халяву» кататься! А ну, платите! Никто у меня не выйдет из автобуса необилеченным, каждого проверю! А то привыкли! Женщина, что у вас за проезд? Проездные показываем! Нашему народу доверять нельзя. Женщина, показываем-показываем! Ну и что, что вы выходите на следующей?! Зайцем захотели проехать! Не получится! Леха, не открывай двери! Пускай заплатит сначала!</p><p>Во-первых, «женщиной» меня никто еще не называл, чаще со школьницей путают. Во-вторых, проездной у меня самой настоящий, и обманывать я никого не собиралась. В-третьих, я уже копаюсь в сумочке, ища кошелек с проездным, не нужно меня позорить перед водителем и остальными пассажирами.</p><p>— Анастасия Александровна, вот мой проездной, — читаю я имя кондуктора на бэйдже.</p><p>Она, услышав такое обращение, аж растерялась.</p> <p>— А-а-а у меня и на следующий месяц есть. Вам не нужно? Извините, не знаю вашего имени.</p><p>— Девушка, девушка, — слышится за спиной кондуктора, которой на вид далеко за сорок.</p><p>Она долго не обращает внимания, потом все-таки удивленно оборачивается:</p><p>— Это вы мне?</p><p>— Да, вам, — стройный мужчина протягивает конфету. — Пускай подсластит обиду.</p><p>После простых знаков внимания нашего кондуктора как подменили. Как тот Печкин говорил: «Это я почему такой злой был? Потому что у меня велосипеда не было».</p><p>— Не нужно, — говорит она беременной женщине, которая протягивает ей деньги на билет. — Они вам еще понадобятся. А мне что: талоном больше, талоном меньше.</p><p>И улыбается.</p> <p>Вот оно, секретное правило кондукторов. Вот она элементарная вежливость. Вот оно: как аукнется, так и откликнется. Вот оно, хорошее начало дня.</p>
Мне эта тема близка, как никому! Я тратила на дорогу до работы по 1,5 часа только в одну сторону и совершала аж 4 пересадки по пути!
Хочу сказать, что в 90% случаев доезжала с плохим настроение: то ноги отдавят, то перегаром обдышат, то придавят, что аж дыхалку сводит!
Но, действительно, бывали случаи, когда попадется веселый кондуктор и одной шуткой поднимет всем настроение, чуть ли не на весь день. И сразу по-другому смотришь на вещи вокруг, более позитивно))
А про вежливость хочу сказать следующее. Очень часто, вежливость со стороны одного человека вызывает аналогичную ответную реакцию у другого. Давайте будем вежливы и мир станет добрым и приветливым!