Людям всегда было свойственно путешествовать. Когда любопытный древний человек впервые отошёл от района обитания своего племени далее, чем на километр, его уже можно было считать исследователем. Познать новое и увидеть первым неизвестные места в крови у каждого человека. Его не останавливают опасность, враждебно настроенные племена аборигенов, которые не только могут напасть на чужеземца, но и элементарно съесть, приготовив из него роскошный ужин для всех островитян.
Сегодня на страницах Форум-Града у нас очень интересная тема об исследователях и путешественниках, которые шли в неизведанные земли, подвергая себя опасности, испытывая лишения и голод только для того, чтобы нарисовать карты неизвестного материка или доказать, что земля круглая.
О тех, кто не вернулся на Родину и навсегда остался в чужих просторах, пойдёт сегодня разговор.
Фердинанд Магеллан 1480-1521, убит туземцами
В самом начале XVI века, в разгар великих открытий, как на суше, так и на море, Фердинанд Магеллан возглавил первое кругосветное плавание. В начале своей карьеры молодой португальский дворянин служил королю Португалии, но, оказавшись в водовороте дворцовых и политических интриг, он потерял благосклонность короля и уволился со службы.
В 25 летнем возрасте он в составе команды Франциско де Альмейда отправляется на Восток. В этом путешествии он приобретает неоценимый опыт в морском деле, так как практически все корабельные премудрости изучил лично. Семь лет он прожил в Индии и Мозамбике, где и стал вскорости морским капитаном.
В 1517 году он поступает на службу к будущему королю Испании Карлу и спустя время ему поручают возглавить экспедицию на запад, чтобы установить точное месторасположение островов, богатых специями.
20 сентября 1519 годя пять кораблей под командованием Магеллана отплыли из Испании: «Тринидад» (флагманский корабль Магеллана), «Сан Антонио», «Концепсьон», «Виктория» и «Сантьяго». В течение года они исследуют берег Южной Америки. Один корабль – «Сантьяго», тонет во время шторма, но четыре оставшихся немного спустя находят самый южный водный проход и Фердинанд называет его «Проливом Всех Святых».
После шторма корабли разбросало, и уже только три из них продолжают свой путь. Одно судно «Сан Антонио» самовольно возвращается назад в Испанию (по другим сведениям, оно потерпело кораблекрушение во время прохода пролива). Магеллан идёт намеченным курсом и незадолго достигает берегов Чили, а оттуда берет курс на северо-восток.
В январе 1521 года, после плавания по относительно спокойным водам Южного моря, впоследствии переименованного в Тихий океан, они пресекают так называемый, «нулевой меридиан». Вскоре 6 марта измождённая команда выходит на берег одного из Марианских островов и впервые чувствует под ногами твёрдую землю после почти стодневного перехода.
Далее их путь лежит в сторону островов, названных уже позднее Филиппинами. Вот здесь и обрывается жизнь замечательного исследователя и путешественника. В одной из междоусобных битв между местными племенами Фердинанд Магеллан будет убит 21 апреля 1521 года.
Только один корабль с семнадцатью выжившими моряками на борту вернётся в Испанию в сентябре 1522 года. Так закончилось первое в мире кругосветное путешествие, доказавшее, что наша планета круглая и не имеет границ. А водный проход между Огненной Землёй и материком Южная Америка, открытый в этой экспедиции, назвали в честь его капитана – Магеллановым проливом.
Лопе де Агирре, 1510-1561, казнён за измену Испании
Лопе де Агирре родился дворянином в баскской провинции Гипускоа, Королевство Кастилия, Испания в 1510 году. Являясь истинным баском, он всегда с пренебрежением относился к испанцам. Когда его дальний родственник Франсиско Писарро вернулся богатым из Южной Америки, он поступает на службу и в составе отряда конкистадоров отправляется в Новый Свет. Прибыв в Южную Америку в 1544 году, он сразу принимает деятельное участие во всевозможных стычках, а также в подавлении восстаний индейцев.
По свидетельствам современников, Агирре отличался крайней жестокостью и взрывным характером, его руки были по локти в крови невинных жертв, среди которых были священник и два монаха, несколько женщин.
В 1560 году он в составе экспедиции Педро де Урсуа отправляется в поиски легендарного царства Омагуас вниз по реке Амазонка. Но его терпения хватает только на год путешествия. Добравшись до атлантического побережья у реки Ориноко, Агирре поднимает бунт. Зарезав руководителя команды, он называет себя «гневом Божьим, князем свободы», а сторонники провозглашают его «властелином Перу, Тьерра-Фирма и Чили».
Его отряд был малочисленным, всего 186 человек, но наводил ужас на местных жителей. Через год он захватывает небольшой остров Маргарита, уничтожив при этом почти 50% мирного населения только за то, что они яростно защищали свои земли от захватчиков. Блеск золота помутил рассудок хромого вояки. Он начинает грабить мирное население, а потом на боевом фрегате возвращается на материк, чтобы оккупировать Панаму.
Испанские войска, посланные против него, окружили мятежный отряд в джунглях Венесуэлы в конце 1561 года. Взбешенный изменник кинжалом убивает в гневе свою родную дочь, которая сопровождал его в экспедиции и в последующих походах, «чтобы она не стала трофеем испанских солдат», а потом набрасывается на своих же соратников.
Суд над Лопе де Агирре был скорым, так как он лично зарезал не менее 1000 индейцев и сжёг дотла не одну индейскую деревню вместе с жителями, вызывая негодование короля. Даже на родине его запомнили как предателя и изменника, бунтовщика и стяжателя, а имя его стало синонимом предательства и коварства.
По решению суда его четвертовали, а части тела развезли в разные стороны Венесуэлы и бросили в джунглях на съедение диким зверям.
Капитан Джеймс Кук, 1728-1779, убит туземцами
Джеймс Кук – английский мореплаватель, родился 27 октября 1728 года в городе Мартон-ин-Кливленд (Йоркшир). У судовладельца Уитби он выучился математике и навигации. Уже в 27 лет он проявил себя как способный моряк, и мог стать командиром торгового судна в Северном море, но завербовался в военно-морской флот и вскоре получил звание мичмана.
За период с 1759 по 1767 годы он обследовал берега реки Святого Лаврентия, острова Ньюфаундленд и Новой Шотландии, составив подробные карты.
Под началом известного англичанина были совершены три широкомасштабные экспедиции, которые значительно расширили представления простых людей и учёных того времени о необъятности нашей планеты. Первое кругосветное плавание (1767-1771 годы) доказало, что Новая Зеландия – это два самостоятельных острова, разделённые проливом, названным позже его именем, а не часть какого-то неизвестного науки материка. Была составлена карта восточного побережья Австралии и открыт пролив между этим континентом и Новой Гвинеей.
Конкретные цели второго путешествия вокруг земли (1772-1775 годы) до сих пор неизвестны, существует только факт, что Адмиралтейство Королевства Великобритании поставило задачи по изучению южных морей. Исследователи строят предположения, что была поставлена задача: найти материк Антарктиду.
Основная цель третьей кругосветной экспедиции Джеймса Кука – открытие Северо-Западного прохода, пересекающего североамериканский континент и соединяющего Атлантический и Тихий океан. Было выделено два корабля – «Резолюшн», водоизмещением в 462 тонны, 32 пушки и «Дискавери», 350 тонн, 26 пушек. В этом экспедировании корабль проходит до арктических льдов через пролив между Азией и Америкой и называет его именем Беринга.
Основная цель так и не достигнута, но открыты острова Гавайские, Рождества и многие другие. Всего мореплаватели посетили около 35 островов и городов.
16 января 1779 года корабли становятся на текущий ремонт около одного из Гавайских островов. Работы проводились в непосредственной близости от поселений местных жителей. Любопытные гавайцы окружают корабли на своих лодках и вначале проявляют миролюбие. Постепенно из-за их склонности к воровству, отношения между путешественниками и местным населением накаляются. Отважный путешественник решает выйти в открытое море для поиска другой стоянки, но попадает в жестокий тропический шторм и 10 февраля оба судна возвращаются для срочного ремонта такелажа.
Отношение островитян к путешественникам стало просто враждебным. После очередного воровства Джеймс Кук в сопровождении вооружённой группы высаживается на берег, чтобы взять в заложники вождя племени и обменять его на похищенный баркас. Но во время стычки с воинами островитян отважный командир погибает от удара копьём в затылок. По нескольким свидетельствам очевидцев, сам вождь туземцев Каланиопа и нанёс этот предательский удар.
После смерти Джеймса Кука должность начальника экспедиции перешла к капитану «Дискавери» Чарльзу Клерку, который неоднократно пытался добиться выдачи тела мирным путём, но потерпел неудачу. Тогда он решается провести военную операцию и с помощью пушек и высадки десанта захватывает поселения, расположенные на берегу и сжигает их.
Напуганные гавайцы приносят на борт корзину с останками убитого. Тело по обычаям коренных жителей было выпотрошено и прошло обряд отделения плоти от костей для последующего сохранения в течение длительного времени. Так они поступали с вождями племени и по-своему выразили капитану посмертно своё уважение.
Останки Джеймса Кука были торжественно захоронены по морскому обычаю в открытом море. Среди матросов, видевших, что осталось от их отважного командира, поползли слухи, что его съели коварные дикари.
В честь «Индевора», первого корабля, которым командовал Джеймс Кук, был назван командный модуль космического корабля «Аполлон -15», в ходе полёта которого была осуществлена первая высадка человека на Луну.
А по поводу мифа о смерти легендарного путешественника и первооткрывателя Владимир Высоцкий написал шутливую песню «Одна научная загадка, или почему аборигены съели Кука»
Дэвид Дуглас, 1799-1834, случайно погиб
Дэвид Дуглас родился в деревушке Скон 25 июня 1799 года. Точная дата его рождения под сомнением. Возможно, что это было и на год раньше. Его карьера началась в Шотландии, где он начинал собирать образцы редких растений для Университета в Глазго. Долгое время он служит в качестве коллекционера растений для одного известного садоводческого общества в столице Англии городе Лондон.
Вскоре его приглашает Компания Гудзонова залива, чтобы провести ботанические исследования в штате Оригон. В течение трёх лет он преодолел около 10 000 миль по неизведанным территориям, вдали от цивилизации, под постоянной угрозой нападения индейцев, движимый огромной любовью к науке и природе. За это время молодой учёный собирает более 200 растений и семян, неизвестных в Европе. Все это отсылает в Шотландию, а немного погодя и сам возвращается в родные места, где его считают одним из отцов-основателей всей британской лесной промышленности. По настоящее время в лесах Соединённого Королевства растут величественные ели, выращенные из семян, когда-то собранных Дугласом.
Длительные путешествия подорвали здоровье, но он всё-таки решается посетить Гавайские острова, где поднимается на вулкан Мауна и привозит ещё 50 новых видов всевозможных растений. Во время вторичного посещения островов 13 июля 1834 года на северной оконечности Гавайев и происходит досадная трагическая случайность. Учёный проваливается в яму-ловушку, где уже находится раненый и разъярённый дикий бык. Дэвид Дуглас, несмотря на свою молодость, а погиб он в 35 лет, считается одним из величайших и наиболее успешных ботаников, которому всё мировое сообщество признательно за великие открытия.
Доктор Дэвид Ливингстон, 1813-1873, умер от болезни
Дэвид Ливингстон – шотландский миссионер, который всю свою жизнь посвятил изучению Африки, заполнив немало белых пятен на карте этого континента. Он был неутомимым борцом против работорговли и пользовался огромной любовью и уважением среди местного населения.
Родился Лигвинстон 19 марта 1813 года в шотландской деревне Блантайр и уже в 10 лет вынужден был работать на ткацкой фабрике, а свободное время проводил за изучением книг и латыни. В 23 года он поступает в университет города Глазго, где изучает медицину, теологию (богословие) и древние языки. В 1838 году принимает сан священника и отправляется по заданию Лондонского миссионерского общества в Южную Африку, где в 1843 году основывает свою собственную миссию.
Он часто совершает небольшие походы вглубь континента для изучения неизведанных северных земель. Благодаря своим познаниям в изучении языков и доброжелательности, Дэвид быстро находит общий язык с местными племенами и пользуется у них огромным авторитетом как врач. С 1845 года с ним вместе путешествует и жена, а затем и родившиеся в Африке дети.
Исследования Ливингстона того периода получили высокую оценку в Европе. Королевское географическое общество наградило его медалью и денежной премией за изыскания в пустыни Калахари и озера Нгами. В 1853 он снаряжается в свою самую известную экспедицию к побережью Атлантического океана. Именно он обнаружил водораздел между реками Замбези и Конго, первым из европейцев увидел огромный водопад и назвал его именем королевы Виктории. В мае он достигает восточного побережья и становится первым белым человеком, который пересёк Чёрный континент.
В начале 1866 года неутомимый путешественник снаряжается в своё последнее путешествие. На этот раз он решает изучить истоки реки Нил и отбывает на озеро Танганьика. В октябре на его поиски послана экспедиция, которая и находит его, больного лихорадкой, в бессознательном состоянии. Лекарства прибывают очень вовремя, и Дэвид быстро идёт на поправку. Он продолжает обследования северного берега озера, но заболевает малярией и 1 мая 1873 года умирает.
Темнокожие проводники Сузи и Чума бальзамируют его тело и, преодолев 1500 км, доставляют его к восточному побережью Африки. Сердце знаменитого миссионера было погребено в земле Чёрного континента, которому он отдал почти все свои годы жизни, а тело доставлено в Объединённое Королевство и торжественно похоронено в Вестминстерском аббатстве.
Robert Falcon Scott, 1868-1912, умер от переохлаждения
Роберт Скотт родился 6 июня 1868 года в городе Плимут, графство Девон, Англия. До девяти лет обучается дома, а потом поступает в школу для мальчиков. Затем в 13 лет успешно сдаёт вступительные экзамены в военно-морское училище и становится кадетом, а через два года покидает его в звании мичмана и отправляется в Южную Африку, чтобы продолжить службу на флагманском корабле «HMS Boadicea».
За короткий срок Скотт делает карьеру морского офицера викторианской Англии и в 1901 году ему предлагают возглавить экспедицию под названием «Дискавери». Согласившись на лестное для молодого офицера предложение, он получает шанс построить выдающуюся карьеру, хотя к полярным исследованиям особой страсти не испытывает. В те годы он один обеспечивал свою семью, так как отец окончательно разорился. Молодой офицер не мог пропустить такое выгодное предложение.
Путешествие длилось три года, и им пришлось столкнуться не только с неизведанными землями, но и небывалыми морозами. За время первого похода они открыли полуостров и назвали его в честь короля Эдуарда VII, Трансарктические горы, шельфовый ледник Росса и исследовали Землю Виктории.
По прибытию на родину он был награждён Золотыми медалями географических обществ Англии, Шотландии, Дании, Филадельфии, Швеции и США. Король Эдуард VII лично возвёл его в командоры Королевского Викторианского ордена в замке Балморал. Императорское Русское географическое общество избрало Роберта Скотта своим почётным членом, а в 1905 году он становится почётным доктором наук Кембриджского университета. Все научные работники экспедиции получили Антарктическую медаль, отлитую по личному приказу короля Англии.
После женитьбы и рождения сына, исследователь в 1909 году начинает подготовку ко второму походу под названием «Терра Нова». Государство на этот раз денег не даёт, и финансирование происходит на частные сборы и пожертвования. Набрав необходимые средства для первого сезона, он отправляется к берегам Антарктиды, а сбором дальнейших средств занимается Клемент Маркэм.
Группу с первых же шагов преследовали неудачи, но командир твердо был уверен в успехе и вскоре уже высадился около шельфового ледника Росса. Немного погодя он узнает, что с другой стороны ледника в Китовой бухте стоит лагерем норвежская экспедиция Рауля Амундсена.
В начале января Роберт с четырьмя спутниками отбывает на покорении Южного полюса и, прибыв к намеченной точке, обнаруживает, что их опередили норвежцы, которые уже установили на полюсе свой флаг. На обратном пути Роберт Скотт и его товарищи попадают в буран и погибают от голода и переохлаждения.
После трагической смерти Robert Falcon Scott стал национальным героем Британии и этот статус сохранялся за ним на протяжении 50 лет, что засвидетельствовано во многих мемориалах по всей стране.
Сэр Эрнест Генри Шеклтон, 1874-1922, умер от болезни
Сэр Генри родился 15 февраля 1874 года в городке Килки-хаус, Килдэр, Ирландия в семье врача. Он с детства мечтал о море, поэтому его отец не стал противодействовать и, после окончания школы, помог ему устроиться юнгой на клипер «Хогтон Тауэр». Прослужив на клипере четыре года, он совершил два плавания в Чили и одно кругосветное морское путешествие.
После этого Эрнст сдаёт экзамены на должность младшего штурмана и получает место третьего помощника на пароходе «Монмоусшайр». В 1901 году младший лейтенант королевского военного флота Шеклтон входит в состав Британской антарктической экспедиции под командованием Роберта Скотта.
В 1907 году он организовывает собственную команду «Нимрода», но не доходит до Южного полюса 180 км. За свои достижения был удостоен Эдуардом VII рыцарского звания. После покорения Южного полюса Амундсеном и Скоттом, Шеклтон заявляет, что только пересечение всего материка Антарктика остаётся единственной крупной целью аналогичных путешествий.
В 1914 году он организовывает Имперскую трансантарктическую экспедицию, но она завершается неудачей. Не достигнув Антарктики, судно «Эндьюранс» было зажато льдами в море Уэддела и затонуло. Отважный офицер сумел спасти всю команду и вывести без потерь, но его личный героизм не оценили по достоинству, так как в Европе началась Первая мировая война.
В 1921 году изыскатель вновь организовывает экспедицию, названную «Шеклтон-Роуэтта», но во время её подготовки внезапно умирает от сердечного приступа в возрасте 47 лет. Человек-легенда, полярник, потомок мореплавателей, исследователь Антарктиды, был похоронен на острове Южная Георгия. При жизни потомок ирландского рода являлся довольно разносторонней личностью и даже пробовал баллотироваться в британский Парламент.
После смерти сначала о нем забыли, но в середине прошлого столетия произошёл неожиданный всплеск интереса к его наследию, сначала в США, а потом и в Соединённом Королевстве. В 2002 году во время проведения национального опроса под названием «сто величайших британцев» сэр Эрнест Генри Шеклтон занял одиннадцатое место, а Роберт Скотт – только 54-е.
Руаль Амундсен, 1872-1928, погиб в авиакатастрофе
Это один из самых известных полярных исследователей на нашей планете и единственный человек, который побывал на обоих полюсах планеты Земля.
Родился он в городе Борг в семье капитана, владельца судоверфи Вервен. В 1890-92 годах учился на факультете медицины в университете города Кристиания, а с 1894 по 1899 годы ходил матросом, а потом и штурманом, на различных судах.
В 1896 году Амундсен принял участие в экспедиции к берегам Антарктиды на бельгийском судне «Belgica», состав которой был многонациональным. Это была единственный поход, в котором он участвовал, как простой матрос.
Предполагая длительную незапланированную зимовку, он впервые предложил всем сшить меховые одежды, когда корабль зажало льдами, а на борту было только четыре комплекта тёплых вещей, предназначенных для зимовщиков. Вместе с судовым врачом Фредериком Куком они организовали охоту на тюленей и пингвинов и не ограничивали себя в питании. Кроме этого они вдвоём экспериментировали с меховыми спальными мешками, что явилось ценным опытом для дальнейших путешествий в районах вечного холода.
Вот несколько его дальнейших достижений в хронологическом порядке. В 1903-06 годах на небольшом промысловом судне «Йоа» прошёл Северо-западным проходом с востока на запад от Гренландии до Аляски. На корабле «Фрам» отправился в Антарктику и высадился в Китовой бухте, а потом на собачьих упряжках добрался до Южного полюса и 16 декабря 1911 года установил там флаг Норвегии, опередив почти на месяц Р. Скотта.
По возвращении Руаль хотел повторить дрейф Ф. Нансена через Северный Ледовитый океан. Летом 1918 года экспедиция вышла из Норвегии на борту «Мод» и в 1920 году достигла Берингова пролива.
Амундсен много лет собирал средства и готовился к полётам на Северный полюс. В 1926 году он возглавил первый трансарктический полет на дирижабле «Норвегия» по маршруту Шпицберген – Северный полюс – Аляска.
Двумя годами позже исследователь принимает деятельное участие в розыске итальянской группы изыскателей под управлением У. Нобиле. Дирижабль «Италия» потерпел аварию в Северном Ледовитом океане и нуждался в помощи.
18 июня 1928 года на гидросамолёте «Латам» Руаль Энгельбрегт Гравнинг Амундсен вылетел на поиски экспедиции и погиб в авиакатастрофе в Баренцевом море. В его честь названы море, гора и американская научная станция Амундсен - Скотт в Антарктиде, а также залив и котловина в Северном Ледовитом океане.
Мария Амелия Эрхарт, 1897-1937, пропала без вести
Amelia Mary Earhart родилась 24 июля 1897 года в городе Атчисон, штат Канзас, США в семье адвоката Эдвина Эрхарта. Амелия с детства была отличной наездницей, плавала, играла в теннис и стреляла из подаренной отцом винтовки 22 калибра. В четыре года она научилась читать, особенно ей нравились книги о великих открытиях и приключениях.
Во время Первой мировой войны она бросает элитный колледж и работает простой санитаркой в военном госпитале. Недалеко располагается военный аэродром. Девушку заинтересовала авиация, и это в корне меняет её жизнь.
С 1921 года она начинает брать уроки лётного мастерства. Её первым инструктором была Анита Снук – одна из редких в те времена женщин-лётчиц, а первым самолётом был изрядно подержанный «Curtiss JN-4». Летом этого же года она по случаю покупает небольшой биплан «Киннер Эйрстер», отличающийся строптивым «характером» и не прощающий малейших ошибок в пилотировании. Девушка проводит всё своё свободное время в воздухе, осваивая искусство воздушной акробатики под руководством одного опытного отставного военного авиатора.
22 октября Амелия Эрхарт устанавливает свой первый мировой рекорд, поднявшись на высоту 14000 футов (около 4300 метров), а в 1923 году получает лицензию международной авиационной федерации, став 16-й женщиной среди лицензированных пилотов.
Весной 1931 года Эрхарт стала первой женщиной-пилотом, пересёкшим на автожире «Питкэрн PS-A2» территорию США.
В 1932 году Амелия вылетает из Ньюфаундленда на своём «Локхид-Вега» вечером в 20 мая. За 15 с половиной часов пересекает Атлантику и становится первой женщиной и гражданским пилотом, получившим Крест лётных заслуг Конгресса США, а также Золотую медаль Национального Географического общества. Кроме этого, Эрхарт становится кавалером Ордена Почётного легиона Франции и Креста короля Бельгии Леопольда.
В 1935 году она становится первым в мире человеком, преодолевшим в одиночку расстояние от Гавайских островов до Окленда, штат Калифорния.
20 мая 1937 года она решается на беспримерный перелёт вокруг земного шара в сопровождении только одного штурмана Фреда Нунана. Вначале всё идёт нормально, но вылетев 2 июля из небольшого городка на побережье Новой Гвинеи, они не приземлились в условной точке на маленьком острове Хоуленд, расположенном в центральной части Тихого океана.
Корабли военно-морского флота США и 66 самолётов в течение двух недель искали останки их самолёта, обследовав 220 000 квадратных миль водной поверхности, но безрезультатно. 5 января 1939 года Amelia Mary Earhart, первый Президент организации женщин-пилотов «Девяносто девять», была объявлена умершей, хотя поиски продолжались и позднее.
В мае 2013 года было объявлено, что предполагаемые обломки самолёта обнаружены сонаром в районе атолла Никумароро в архипелаге Феникс.
Donald Crowhurst, 1932-1969, погиб в море
Дональд Кроухёрст родился в 1932 году в городе Газиабад, Британская Индия.
30 октября 1968 года обанкротившийся бизнесмен на специально построенном тримаране отправляется в одиночную кругосветную гонку «Sunday Times Golden Globe Race». Правила её очень простые – стартовать можно из любого порта мира в разное время, а победа присуждается тому, кто быстрее всех обойдёт вокруг света.
Дональд принимает участие только в надежде на главный приз, чтобы спастись от полного банкротства. Он снаряжает свой тримаран по последнему слову техники, но довольно небрежно. И с первых же дней плавания сразу сталкивается с проблемами – повсюду возникают мелкие протечки в обшивке корпуса, происходят поломки навигационного оборудования.
Бизнесмен молчит о неполадках и утаивает своё местоположение от организаторов, передавая заведомо ложные координаты. Он не заявляет о том, что сошёл с дистанции и ведёт ложный судовой журнал, вместе с настоящим, намереваясь сфальсифицировать кругосветное путешествие. Но продолжающиеся поломки, растущее напряжение и постоянный страх разоблачения не позволяют ему выполнить задуманное.
Вскоре его яхту находят пустой посреди Саргассова моря со всеми изобличающими документами. Записи в журналах подтверждают его крайне нестабильное психическое состояние и подводят к выводу, что Дональд Кроухёрст сошёл с ума от одиночества и совершил суицид.
Девять спортсменов начинали эту первую в истории кругосветную регату. До финиша смог добраться только один – сэр Уильям Роберт Патрик «Робин» Нокс-Джонстон, который отдал главный приз семье пропавшего бизнесмена.
По мотивам участия Дональда Кроухёрста в необычной регате был снят фильм «Гонка века».
В истории развития человечества остаётся память, как о великих гениях, так и о не совсем честных людях. Конечно же, это неполный список пропавших, погибших и не вернувшихся по неизвестной причине на свою родину исследователей и путешественников. Можно написать целую книгу о тех, кто не вернулся, но такая задача не стоит перед нами.
Мы только прикоснулись к памяти великих людей, чьими именами названы проливы, моря, горы и реки. Их очень много и память о совершенном ими подвиге во имя науки будет жить вечно, и передаваться из поколения в поколение.