* Набирает в массе 700-750 г.
* Вырастает на 2-2,5 см.
* Может удерживать предметы.
* Проявляет любопытство к запахам и различает их.
* Готов к началу употребления твердой пищи (прикорм).
* Поворачивает голову во все стороны в положении лежа на спине и на животе.
* Пробует выполнить "плавательные" движения и передвигается в кроватке.
* Фокусирует взгляд на разные расстояния.
* Удерживает головку в поднятом положении продолжительное время
Если в прошлом месяце не было удачных попыток перевернуться со спины на живот или наоборот, то в течение этого месяца малыш способен научиться выполнять это упражнение. Причем, лежа на животе, ребенок уже способен опираться на предплечье обеих рук и делает попытку переложить удержание своей грудной клетки и головы на одну руку, с целью освободить другую для того, чтобы что-нибудь ухватить.
В этот период любимым упражнением малыша становятся активные движения ножками - "велосипед". Колени еще согнуты в состоянии покоя, но время от времени ребенок их разгибает. Занимаясь гимнастикой, можете заметить довольно хорошую подвижность ножек во всех суставах.
Ни в коем случае не следует оставлять ребенка в положении сидя . Вы рискуете утомить малыша или привести к деформации позвоночника. Еще не время сидеть! Применяйте этот элемент как часть гимнастического комплекса. Подтяните ребенка за ручки, в положение сидя, потом медленно опустите.
Часто при движениях ручек и ножек в суставах (коленных и локтевых) можно услышать потрескивание. Нет оснований, чтобы волноваться. Через месяц или два, когда мышцы туловища, рук и ног окрепнут (с вашей помощью во время занятий гимнастикой и массажем), эти явления исчезнут. Причина появления потрескиваний это функциональная незрелость суставного аппарата, в состав которого входят кости, сухожилья, хрящи и мышцы.
Малыш хорошо охватывает взглядом предметы на расстоянии 20-30 см.
Под конец месяца ваш малыш начинает наслаждаться окружающим миром в цвете.
Под конец четвертого месяца жизни, возможно, начнут прорезаться первые молочные зубки, хотя на сегодняшний день у большинства грудных детей первые зубы появляются преимущественно в шестимесячном возрасте.
Интеллектуальное развитие и игры
* Активный период по часу и больше в дневное время между периодами сна.
* Улыбается и издает звуки больше в присутствии людей, чем в одиночестве.
* Весело смеется, когда его щекочут
* Любит создавать новые звуки и имитировать знакомые тона.
* Смеется, когда с ним говорят, и требовательно кричит, если игра вдруг прекращается.
* Интересуется своим отображением в зеркале и улыбается ему.
* Выдает звуки, чтобы привлечь чье-нибудь внимание.
* Восторженно слушает музыку.
* Любит объединять прием пищи с игрой.
Во время прогулки получите удовлетворение, следя, как реагирует малыш на живую розу, ветвь елки, свежие фрукты, листочки, снег, птичку и на много других вещей. Знакомите малыша с миром.
Разговаривайте больше с малышом, хвалите за каждое достижение, помогайте успешно преодолеть этот путь развития.
Давайте ребенку игрушки сделанные из разных материалов (дерево, металл, пластмасса и др.), но не давай одновременно больше трех-четырех предметов и меняй их, когда увидите, что малышу они надоели.
Для младенцев, которые еще не умеют ползать или сидеть, а могут только рассматривать, нужны достаточно крупные куклы (не менее 40-50 см), с отчетливыми чертами лица, например Большая неваляшка.
Прикрепите к детской кроватке подвеску с разными игрушками (или просто используйте для этой цели веревочку). Лучше всего взять игрушки, которые после удара по ним начинают звенеть или качаться и вращаться. Устройте малыша так, чтобы он мог дотянуться до них сначала руками, а затем ногами. Если прикрепить к подвеске пластмассовый кружок с нарисованным на нем лицом, это сделает игру еще более забавной.
Продолжайте разговаривать с ребенком, используя любую возможность. Старайтесь при этом изменять интонации, говорить громким и тихим голосом, быстро и медленно, смеясь или, наоборот, успокаивая малыша. Когда наступит его очередь "говорить", подождите, пока он закончит "фразу" и затем повторите то, что он "сказал". Чем чаще вы будете разговаривать с ребенком, тем больше он будет "гулить". Старайтесь называть его по имени. Напевая песенку или читая стишок, заменяйте слова "детка, крошка" именем ребенка.
Пение - одно из самых полезных занятий, которые мы постоянно рекомендуем родителям в течение первого года жизни ребенка.
Дайте малышу возможность понаблюдать за кем-нибудь из домашних питомцев. Особенно интересно смотреть на собак, кошек и птичек.
Ребенку нравится слушать музыку, особенно ритмичную. Дайте ему послушать мелодию, где есть четкий ритм. Попробуйте хлопать ладошками в такт музыке, или делайте это с помощью деревянных ложек, бубна или двух прищепок для белья. Слушайте музыку быструю и медленную, громкую и тихую. Через некоторое время малыш научится замечать изменения в ритме.
Наденьте малышу на запястье манжету с аккуратно пришитым колокольчиком. Осторожно потрясите рукой ребенка, чтобы он посмотрел на нее и заметил колокольчик. Затем наденьте эту манжету на другую руку и снова потрясите, на этот раз немного сильнее. Это упражнение поможет малышу лучше узнать части своего тела и развить координацию глаз и рук.
Наполните большую миску или небольшой тазик овсяной мукой. Поставьте на широкий поднос или на полиэтиленовую подстилку (чтобы ничего не запачкать). Сидя на полу и держа ребенка на коленях, опустите его ноги и руки в тазик. Объясните малышу, что он при этом ощущает. Покажите, как вы просеиваете муку сквозь пальцы. Благодаря этому занятию ребенок учится радоваться новым ощущениям.
Позвоните колокольчиком, так чтобы ребенок смог его заметить. Затем уберите колокольчик из поля зрения малыша и снова позвоните. Понаблюдайте, станет ли ребенок искать его глазами. Попробуйте так же поиграть с погремушкой или игрушкой, которая может пищать.
Покажите ребенку мыльные пузыри. Используйте для этого специальную жидкость и соломинку. Малыш с удовольствием будет наблюдать за тем, как они медленно парят в воздухе.
Поставьте часы рядом с ребенком, и пусть он услышит их тиканье. Это познакомит малыша с чувством ритма и, может быть, поможет уснуть.