Форум-Град


После трех уже поздно

  1. #1
    Модный термин "раннее развитие" вовсе не означает, что трехмесячный ребенок обязан ходить, полугодовалый - читать, а к году - цитировать Ницше. То, что скрывается под новым словом в воспитании, это не буйное помешательство, а всего лишь идеи, в изобилии которых вы можете выбрать свою.


    "А вы по кому развиваетесь?" - спрашивают друг друга мамочки малышей, пришедшие на грудничковый день в детскую поликлинику. "Мы Домана не признаем, а кубиками Зайцева Ванечка вчера соседского Барбоску угостил!.." Молодые родители, в особенности родившие первого ребенка, еще до его появления обзаводятся огромной библиотекой по проблеме постнатального развития, грудничкового фитнеса и азам английского языка для детей от 0 до 3 месяцев. Беременные мамы были бы счастливы, если бы палаты в роддоме наконец оборудовали выходом в интернет, - ведь тогда не пришлось бы прерываться на самом интересном месте, общаясь в форумах раннего развития! А мамы и папы двух-трехлеток хвастаются на детской площадке, в какой Монтессори-клуб им удалось пристроить свое чадо... Повальное увлечение ранним развитием вполне объяснимо. Как только мир узнал о том, что с рождения и до трех лет мозг младенца развивается в самом стремительном темпе, который идеально подходит для обучения, каждому захотелось превратить свое дитя в уникальное и гениальное. Разумеется, никому не хочется воспитывать оболтуса, который к школе ни читать, ни писать не умеет. Но едва родители свыклись с мыслью: "После трех уже поздно!" - как возникает проблема: чью систему выбрать? Чем одна отличается от другой и по каким правилам заниматься со своим самым драгоценным сокровищем? Если вы не готовы перечитать всю мировую библиотеку по раннему развитию, воспользуйтесь нашим гидом по самым известным развивающим.

    Мария Монтессори

    Первая в истории Италии женщина - доктор медицины, талантливый педагог-дефектолог, свободолюбивая и темпераментная госпожа Монтессори работала с детьми с ограниченными возможностями. То есть попросту с умственно отсталыми! А когда ее воспитанники заговорили, научились читать и считать, опередив многих своих сверстников, методику признали и стали применять для всех детей.

    Отличительные черты методики
    Ребенок сам выбирает, чем, как и в каком объеме ему заниматься.
    За пропаганду полнейшей свободы школы Монтессори запрещали и в России во времена Сталина, и на ее родине в режим Муссолини. Долой парты, неудобные позы, ответы у доски и домашние задания! Ребенку нужно дать свободу и развернуть перед ним красочную картину мира. Сначала он растеряется, но вскоре освоится и сам найдет то, что ему интересно.
    Ребенок учится обслуживать себя сам.
    Другими словами, шнуровать ботинки, застегивать пуговицы на рубашке, чистить ботинки гуталином, гладить одежду и чистить картошку. Отсюда берутся Монтессори-пособия, которые мир называет уникальными, но их можно создать из подручных средств: шнуровки, рамки и вкладыши, коробочки с крупой, бусинками и песком.

    С какого возраста?

    С 2-2,5 года.

    Плюсы
    Развитие логики, аналитического мышления, навыков письма, чтения и счета.
    Приучение к порядку, который, по мнению автора, органичен для ребенка.

    Минусы
    Методика уделяет мало внимания творческому развитию ребенка.
    Дети почти не играют в классические игры - прятки, дочки-матери, солдатики и пр.
    Категорически не подходит для непоседливых и чрезмерно активных детей (один из главных принципов Монтесори-школы: "Не мешай другим!").
    Детям, склонным к аутизму, нужно заниматься с осторожностью: занятия в Монтессори-клубе могут спровоцировать большую замкнутость, отстраненность от коллектива.
    Система разделяет возраста, в которых у ребенка формируются те или иные качества (например, с 2,5 до 6 лет - коммуникация и социальные навыки). И если пропустить момент, подходящий для развития, уроки могут оказаться бесполезными.
    Заниматься лучше вместе с очень опытным Монтессори-педагогом, по-настоящему "бездеятельным" (который не вмешивается в игру ребенка, а лишь наблюдает и координирует ее).

    Что почитать?

    Мария Монтессори. "Дом ребенка. Метод научной педагогики", Мария Монтессори. "Воображение в творчестве детей и великих художников", Мария Монтессори. "Помоги мне это сделать самому".

    Глен Доман

    Американский военный врач-нейрохирург в сороковых годах прошлого века занялся реабилитацией детишек с тяжелыми черепно-мозговыми травмами. Его методы были спорными: Доман показывал больным карточки с ярко-красными точками, буквами, словами, затем целыми картинками. Но факт остается фактом: больные заговорили, проявили интерес к жизни и к миру, научились читать и считать...

    Отличительные черты методики
    Мозг ребенка необходимо интенсивно нагружать. Отсюда бесконечные демонстрации карточек, плакатов, слайдов. По мнению Домана, пичкать ребенка энциклопедическими знаниями очень полезно - так вы тренируете память и развиваете высокий интеллект.
    Ребенок должен двигаться с рождения и обязательно ползать.

    О знаменитом треке Глена Домана слышали даже те, кто не интересуется ранним развитием. На нем малыш должен проводить большую часть дня, ползая вперед-назад, здесь же засыпая от усталости и просыпаясь для новых двигательных подвигов. Доман напрямую связывает движение и развитие мозга: как только малыш освоил новый навык (например, научился переворачиваться или садиться), начинается развитие нового отдела мозга.

    С какого возраста?

    С рождения.

    Плюсы
    Better Baby Institute (Институт Глена Домана) уже успел разработать системы обучения не только чтению и счету, но и истории, географии, биологии, физике - словом, вся школьная и институтская программа за первые годы жизни.
    Обучение чтению и счету по системе Домана приносит очень хорошие и быстрые результаты у 75% детей.

    Минусы
    Методика сложно приживается у непоседливых детей, не склонных воспринимать информацию только визуально (они будут тянуть карточки в рот, пытаться их порвать, смять). А давать карточки в руки и отвлекаться от просмотра Глен Доман настоятельно не рекомендует.
    Матери предстоит заниматься по системе целыми днями (на первых порах "урок" длится 10-30 секунд и повторяется 5-10 раз за день, но постепенно увеличивается и продолжительность, и само число занятий).
    Система очень ограничивает мир ребенка: он видит только карточки, которые ему демонстрируют, и почти не играет со своими сверстниками, более того, у него не остается времени даже на игры в обычные куклы и машинки.

    Что почитать?

    Глен Доман. "Гармоничное развитие ребенка. Как сделать ребенка физически совершенным. Как увеличить умственный потенциал ребенка", Глен Доман. "Дошкольное обучение".

    Сесиль Лупан

    Эта предприимчивая француженка, в прошлом актриса и педагог по актерскому мастерству, провела много времени в Институте Глена Домана, а по возвращении написала собственную книгу, упростив методики своего учителя и адаптировав их для жителей Старого Света, которым, по ее мнению, традиционные американские подходы абсолютно не подходили.

    Отличительные черты методики
    Знакомство с миром при помощи слуха и тактильных ощущений.
    Что бы вы ни делали, читали малышу про лукоморье, меняли подгузник или любовались вместе в зеркало, обязательно разговаривайте с ним и давайте изучать предметы на ощупь. Только сочетая два этих аспекта, раннее развитие может быть успешным. И если в зеркале отражается любопытный носик, его нужно потрогать и назвать.
    Любые занятия с малышом нужно завершать тем, что у него лучше всего получается. Иначе интерес к учебе будет утерян надолго! Никакого насилия, только веселая и увлекательная игра, в которую вы оба играете с удовольствием.

    С какого возраста?

    С рождения.

    Плюсы
    Усовершенствованная методика Домана, исключающая практически все минусы его системы.

    Минусы
    Требует от матери огромной отдачи и много свободного времени.

    Что почитать?

    Сесиль Лупан. "Поверь в свое дитя".

    Лена Данилова

    Наша соотечественница и современница, мама четверых детей, увлеклась идеями раннего развития с рождением старшего сына, вместе с которым делала свои первые родительские открытия, изобретала авторские игрушки, придумывала обучающие игры. "Все, о чем я пишу, основано на родительском опыте. Всему, что я умею, научили меня мои дети", - заявляет Лена.

    Отличительные черты методики
    Дайте ребенку свободно двигаться!
    Не позволяйте угасать тем рефлексам малыша, с которыми он появляется на свет. Поощряйте рефлекторное ползание, ходьбу, попытки все схватить, потрогать и удержать в крохотных ручках.
    Занимайтесь не столько ранним, сколько своевременным развитием.
    А значит, не форсируйте события и не заставляйте ребенка делать то, к чему он еще не готов. Вовсе не обязательно с пеленок учиться читать - вы вместе освоите эту науку, как только малыш проявит к ней интерес.

    С какого возраста?

    С рождения.

    Плюсы
    Все элементы методики разбиты по месяцам жизни малыша и усложняются по мере взросления.
    Новые "уроки" вводятся постепенно, и малыш, и родители успевают приспособиться к ним.
    Система совмещает как новые оригинальные подходы, так и их упрощенные варианты.
    Используется масса самодельных игрушек для малыша (и приводятся советы по их изготовлению), а следовательно, методика не очень затратная.

    Минусы
    Родителям придется пересмотреть свой подход на обустройство детской (долой красивую кроватку в рюшечках, даешь кроватку с турничками, вертикальными поручнями).
    Работа по методике требует полной отдачи от родителей и много времени.

    Что почитать?

    Лена Данилова, Михаил Федотов. "Раннее развитие. Первый год", Лена Данилова. "Энциклопедия развивающих игр", Лена Данилова, Михаил Федотов. "Как дать ребенку энциклопедические знания".
     
    Ответить с цитированием

  2.  

  3. #2
    Масару Ибука

    Ибука-сан прославился не только как основатель фирмы Sony, но и как глава национальной Ассоциации раннего развития детей в Японии. Это он заявил о том, что к 3 годам развитие клеток головного мозга на 70-80% завершено и все усилия по образованию детей нужно сосредоточить на тех, кто еще не отпраздновал третий день рождения.

    Отличительные черты методики
    Новорожденный - это чистый лист.
    И на нем можно писать все, что вздумается родителям. Ребенок видит мир таким, какой он есть на самом деле, без всяких "хорошо" и "плохо". Ибука предупреждает родителей об ответственности и советует, как не поломать эту уникальную способность "видения".
    Способности ребенка к переработке информации неисчерпаемы.
    Ему можно транслировать любые знания, чтобы дитя впитывало нужные сведения о мире. Способы подачи информации неограниченны.

    С какого возраста?

    С рождения.

    Плюсы
    Жажда исследований вашего малыша ничем не ограничена. Это и плюс, и минус одновременно (но только для вас, а для него - однозначно плюс!). Ибука не жалует детские игрушки, зато подталкивает родителей давать детям всякие жизненные игрушки (от вилок до ящиков комодов, от батареек до системных блоков компьютера).
    По системе Ибука работает крупнейшая развивающая ассоциация в Японии, и ее работа приносит однозначно положительные плоды.

    Минусы
    Система рассчитана на японский менталитет (послушание, склонность к созерцанию), который подходит не всем европейским детям.
    Ибука-сан высказывает некоторые спорные идеи (например, о наказаниях детей, о половых различиях), которые могут не совпадать с вашими представлениями о воспитании.

    Что почитать?

    Масару Ибука. "После трех уже поздно".

    Семья Никитиных


    Борис Павлович и Лена Алексеевна Никитины воспитали семерых детей и на них же оттачивали свою уникальную методику НУ-ВЭРС (Необратимого Угасания Возможностей Эффективного Развития Способностей). Как и многие другие авторы, Никитины считали: если до трех лет вы ничему не научили ребенка, значит, обрекли его на бездарную и скучную жизнь...

    Отличительные черты методики
    Ребенок занимается тем, чем хочет, столько, сколько хочет, сочетая физические и интеллектуальные нагрузки.
    Не нужно заставлять его слезть со шведской стенки (которую он наверняка освоит к 10-12 месяцам, если будет заниматься по Никитиным) и заставлять читать по слогам. Набирайтесь терпения, и он сам увлечется чтением настолько, что вы будете просить его оставить книжку и вернуться к спортивному снаряду!
    Все в доме должно способствовать движению.
    Одежда должна быть легкой (пока за окном достаточно тепло, даже младенцу хватит подгузников), а спорткомплекс - всегда под рукой.

    С какого возраста?

    С рождения.

    Плюсы
    Методика не только затрагивает развитие ребенка, но и дает дельные советы родителям по общению с малышом.
    Игры Никитиных очень быстро развивают логику малыша, аналитические способности, пространственное мышление, интеллект.

    Минусы
    Система делает упор на физическом и интеллектуальном аспекте развития и уделяет очень мало внимания эмоциональной составляющей.

    Что почитать?

    Б.П. Никитин. "Развивающие игры", Б.П. Никитин. "Детство без болезней", Б.П. Никитин. "Резервы здоровья наших детей".
    Развиваем своего малыша

    Советы от Лены Даниловой, автора развивающих игр, игрушек, пособий, книг для детей и родителей, создателя и ведущей интернет-портала о раннем развитии.

    Коробка-погремушка

    О пользе контрастных черно-белых рисунков наверняка знают большинство мам: новорожденному можно предлагать их для разглядывания, малышу постарше - для более детального изучения и пробы "на вкус". Можно, конечно, обойтись карточками, но их нужно как-то закреплять или подвешивать, а коробка в этом смысле самодостаточна.
    Возьмите любую коробку (лучше картонную, средних размеров), вложите внутрь крышку от пластиковой бутылки. Игрушка уже зазвучала! Оклейте коробку белой бумагой. Черным маркером разрисуйте коробку в меру своих художественных способностей (можно ограничиться кружочками, полосками, треугольниками). Отличная идея - предложить сделать такую игрушку кому-то из ваших старших детей.
    Такая игрушка развивает не только зрение, но и мышление малыша.

    Игрушка-выключатель

    Для этой игрушки понадобятся обычный кнопочный выключатель, короткий шнурок и две крупные цветные бусины. Детали выключателя развинтите, внутрь положите шнурок - так, чтобы его кончики выходили в отверстия для провода, и снова соберите выключатель. На шнурок наденьте бусины, закрепите их узелками. Малыш может тянуть за кончики шнурка и попеременно притягивать бусины к выключателю, нажимать кнопку и щелкать ею. Игрушка отлично развивает пальчики крохи.

    Первая фотогалерея

    Возьмите любую коробку среднего размера (из-под детской обуви или мобильного телефона), внутрь насыпьте любой "звучащий наполнитель" (пригоршню гороха, пробки от бутылок, колпачки от фломастеров, бубенчики), оклейте коробку цветной бумагой или самоклеящейся пленкой.
    На каждую грань коробки наклейте фотографии членов вашей семьи. Не забудьте и о фото самого малыша! На белой бумаге крупными буквами напишите, кто есть кто, и приклейте фотографии и подписи на коробку. Сверху можно укрепить конструкцию прозрачной пленкой и скотчем.
    Игрушка развивает зрение, ручки ребенка, знакомит его с миром, заменяет первые книжки или карточки.

    Игрушки из перчаток

    Век обычных перчаток короток, и мы часто забываем их, теряем или просто рвем. Одинокая перчатка перевоплотится в отличную тактильную игрушку, если каждый пальчик набить различными наполнителями - бусинками, кусочками шуршащего пакета, бубенчиками, фасолью и пр. Основание каждого пальчика и ладошку перчатки набейте синтепоном и стяните основание прочной ниткой.
    Такие перчатки прекрасно развивают ручки малыша.
    Совет напоследок
    Заведите "Дневник наблюдений" за малышом. Пускай это будет обычная тетрадка в клеточку, куда вы будете записывать каждую мелочь: как он отреагировал на первое купание, сколько времени учился ползать и когда вылез первый зуб. Не полагайтесь только на свою память: вы не сможете досконально запомнить каждый день малыша. А сведения о его развитии очень пригодятся, чтобы анализировать, где у вас пробелы и каким занятиям нужно уделять особое внимание.
    Ответить с цитированием

  4. #3
    Занимаемся по Доману. Моему РОме нравится. Благодаря такое методике, освоили цифры до 20 и буквы до "М" :dv:
    Ответить с цитированием

  5. #4

  6. #5
    MLarsen, пока нет. Рановато. Просто знает буквы, знает как они пишутся. Чтению планирую годам к 4 начать обучать.
    Ответить с цитированием

  7. #6
    Странно, так по Доману вроде с трех месяцев чтению обучают? Короче чем раньше тем лучше. Знаю дамочек любящих эту методику, у них детки в 2 и 3 уже бегло читают, хотя не понимаю зачем это так рано нужно.

    Мы тоже пробовали в 2,5 года начать заниматься чтением по Доману, дочку это не напрягало и нравилось (позже ребенку уже не до этого). Я сама делала карточки и составляла план занятий, мне помогала одна дама (педагог-ученый), она как раз изучением этой методики занимается.
    Но нам вскоре запретили всякие занятия по состоянию здоровья ((
    Ответить с цитированием

  8. #7
    Мы начали заниматься по Монтессори. Они начинают с 1 года. Дети действительно не мешают друг другу, но и их контактам никто не мешает. Достаточно полезно для родителей. Т.к. ребенок выбирает сам, чем он хочет заниматься, ты только помогаешь ему. Уже дома что-то начинаешь менять в своем поведении. Мне нравится, что-то можно взять на вооружение, но ограничиться только этим, как мне кажется, недостаточно.
    Ответить с цитированием

  9. #8
    Valkalyaka
    MLarsen, методика Домана по обучению детей чтению подходит для детей от рождения до 5 лет.

    Мы занимаемся по Доману. Учимся читать и считать. Пока осознанный счет до 3. Но, думаю, что скоро прорвет и дальше. А неосознанно до 50.
    Чтению учимся с 1,6 лет. (До этого я не знала точной методики.) на лето делали перерыв. До этого знали более 100 слов.

    Игры Никитина я купила в конце августа. Сейчас у нас самая любимая игра - это кубики для всех Загадка №1 Уголки (это три названия одной игры).

    Потом купила Счетные палочки Кюизенера с альбомами - нам тоже нравится.

    У Монтессори с рамками-вкладышами познакомились в полтора года примерно, может чуть по-раньше. Думаю, что чуть по позже я куплю ему геометрию на резинках.

    От Сесиль Лупан у меня есть только алфавит. Алфавит классный!
    Я ее не читала, с методикой ее не знакома. работаю по классической Домановской версии.

    С принципами Масару Ибука я знакома. Мы по ним и живем, ребенку можно все,что не причинит вреда его жизни и здоровью.

    С сайта Лены Даниловой я регулярно скачиваю презентации развивающие. Правда последнее время новинок не было ::db:

    Зайцева пока не хочу внедрять нам. Надеюсь на то, что мы научимся всему по Доману. Но если к 4 годам читать не научимся, то куплю кубики Зайцева и будем учиться чтению по нему.
    Кстати, у Зайцева есть не только кубики. У него есть и счетные палочки и картинки, как у Домана, и кубики на английском, и обучение счету..

    Кстати, в этой статье не сказано ничего про методику МИР Тюленева. По ней ребенок в 2,5 года уже печатает на компе фразы...
    Вот по ней я ни за что своих детей развивать не хочу. Там таки темпы!!!! такие требования к детям!!!

    А еще есть развивающие игры Воскобовича. Разнообразные шнуровки, перфокарты, корзинки с цифрами. Очень интересно. Правда игры эти несколько бледновато выглядят по сравнению с теми же кубиками Никитина. Я думаю, что после НГ куплю сыну некоторые из них.
    Ответить с цитированием

  10. #9
    Сейчас как-раз будем учиться чтению. А то я устаю по 10-20 книг в день читать ему :ao:
    пусть сам :ad:
    Ответить с цитированием

  11. #10
    Почему необходимо начинать обучение ребенка с ранего возраста? Пойдет в школу, там и научится всему. В чем смысл и приоритеты таких методик обуения и что они дают?
    Ответить с цитированием


madloba.info
Яндекс.Метрика