Форум-Град


Учим ребенка пересказывать вместе

  1. #1
    развитие речи

    Весь материал школьной программы основан в большей степени на пересказе, поэтому важно развить этот навык еще до школы.
    Повседневная речь детей становится такой, какой они слышат ее от окружающих, а значит, часто с минимальным словарным запасом. Сравнительные обороты, прилагательные, наречия в повседневной речи используются очень редко. Поэтому, если мы хотим слышать у ребенка красивую связную речь, украшенную образными словосочетаниями, прежде начнем с себя. Во-первых, начнем следить за своей речью, пытаться использовать все богатство русского языка. Главная задача – внести в свою речь больше прилагательных, сравнительных оборотов, употреблять развернутые высказывания. Тогда речь станет образной и яркой.


    развитие речи

    На первых порах будет сложно (вместо «подай чашку», говорить «подай, пожалуйста, белую чашку с золотой каемкой, стоящую на первой полочке в кухонном шкафу»). Когда будете задавать вопросы ребенку, постарайтесь сформулировать их так, чтобы он не смог ответить однозначными «да» или «нет», а ему пришлось бы дать боле развернутый ответ. Например: «На улице прекрасная погода! Солнышко ярко светит. Когда мы отправимся погулять в парк, какие ботиночки наденем? Может, пригласим кого-нибудь с нами на прогулку?»


    развитие речи

    Постепенно вы привыкните говорить предложениями, полными образных сравнений и прилагательных. Хорошо, если и все в доме вас поддержат и переключатся на такой более яркий способ общения.

    Обучение пересказу начинается со знакомых малышу историй и сказок. Мама начинает рассказ и в ходе повествования, не закончив предложение, замолкает и предлагает ребенку вспомнить конец фразы. Когда этот навык у малыша закрепится, можно меняться ролями – он начинает, а мама продолжает. Постепенно малыш с легкостью сможет пересказать сказку самостоятельно.


    развитие речи

    Театрализация сказки помогает ребенку запомнить сюжет. Используйте игрушки или пальчиковые куклы. Проигрываете сначала сказку сами, а затем просите ребенка побыть в роли актера, озвучивая всех персонажей. Игра эффективнее попыток простого пересказа.

    Огромная роль в пополнении словарного запаса малыша отводится чтению. Постарайтесь правильно выбрать литературу для ребенка: меньше произведений с динамичным сюжетом и массой диалогов. Больше описательной литературы о животных, природе, путешествиях. Чаще обращайтесь к произведениям классиков, и со временем вы все более будете чувствовать богатство, мелодику и красоту русского языка.


    развитие речи

    Если в рассказе встретятся незнакомые ребенку слова и выражения, объясните их, приведите примеры их употребления. Предложите ребенку самостоятельно сочинить предложения с новыми словами.

    Книга – очередной повод разговора с ребенком. Обсуждайте прочитанное. Читайте минут пятнадцать, затем поговорите о прочитанном. Если ребенок еще мал, то и вопросы будут простые: «О чем говорится в сказке? Что сделал ежик? Куда побежал зайка?» Ребенку постарше и вопросы сложнее: «Правильно ли поступила девочка? Как ты думаешь, что может произойти дальше? А ты как бы поступил на месте героя?»

    Сначала ребенок пересказывает текст по-своему, затем вы просите описать, либо героя, либо обстановку или время года, используя больше авторские образы и слова (при чтении старайтесь их выделить интонационно).


    развитие речи

    Задавая вопросы, родитель направляет беседу и строит диалог. Иногда можно сознательно высказать «неправильное» мнение, чтобы малыш мог заметить ошибку и поправить. Тем самым вы вынудите ребенка выразить личное мнение о прочитанном.

    По ходу прочтения текста мама или папа отмечает вслух, что ему понравилось или поразило: возможно, красивое сравнение, яркое описание чего-то или смелое действие героя. Должен состояться диалог между ребенком и книгой.

    Обратите внимание на то, чтобы разговор о прочитанном, не напоминал допрос: вопрос – ответ. Беседуя, вы можете вспомнить похожего героя или ситуацию из ранее прочитанной книги. Вынуждайте ребенка говорить расширенными предложениями.


    развитие речи

    Пересказ по картинке – еще один из наиболее эффективных методов по запоминанию содержания текста. Книги для детей хорошо оформляются, и дети с удовольствием рассматривают иллюстрации. Правильно лишь продумайте вопросы, которые заставляли бы ребенка вспоминать события или описания в тексте: «А ты как представлял себе девочку?», «Как ты думаешь, художник правильно нарисовал домик, в котором живет наш герой?», «А что произошло дальше?» и т.д.

    Часто первоклассники не понимают смысла и содержания текста, поэтому не могут грамотно его пересказать.


    развитие речи

    Сначала нужно разобрать смысл новых слов и понятий, встретившихся в тексте, найти к ним похожие, по значению. Если при пересказе он и забудет нужное слово, то сможет употребить вместо него синонимичное. Чем больше будет «разжеван» текст, тем грамотнее будет пересказ.

    И еще совет: чаще играйте с ребенком в игры, которые развивают речевой запас детей.


    развитие речи
     
    Ответить с цитированием

  2.  

  3. #2
    Цитата Сообщение от Anastasia Посмотреть сообщение
    Постепенно вы привыкните говорить предложениями, полными образных сравнений и прилагательных.
    Это очень сложно, особенно для тех, кто и так редко в своей речи использует сравнения, поэтому родителям придется учится вместе с ребенком.
    Если вы читаете ребенку сказку, которую он никогда не слышал, старайтесь задавать ему вопросы по ходу рассказа, например: "Девочка вышла на тропинку и увидела... Кого увидела девочка"? А ваш малыш будет строить предположения. После прочтения обязательно обсудить с ребенком сказку, задайте ему несколько вопросов, можно придумать совсем другой сюжет развития событий.
    Описывайте с ребенком картинки, любые, пусть он размышляет, почему девочка плачет, что с ней могло случиться. А в конце он сможет уже построить рассказ.
    Ответить с цитированием

  4. #3
    А я вот упустила именно этот момент. Даже не придавала ему значение. Думала, что дочке это будет легко и просто. Как мне когда-то. Но все разные и теперь у дочки проблемы в школе из-за этого. Просто не научилась выражать словами свои мысли и знания, не умеет хорошо пересказывать. Так что учитесь на моих ошибках и обязательно учите детей пересказыть.
    Ответить с цитированием

  5. #4
    Очень интересная статья, спасибо!
    Моя малышка очень часто просит прочитать ей сказку о Дюймовочке, причем на украинском языке. И однажды, я решила таки у нее расспросить, о чем же говорится в книжке? Малышка ничего вразумительного ен сказала, мне кажется, что ей просто нравится мелодичность украинского звучания. Но мы вместе разобрали книжку с картинками страничку за страничкой, теперь дочка может достаточно много рассказать)
    А вот русскую сказку Гуси Лебеди после прочтения мною три раза, н рассказывала сама, смотря на картинки.

    А самый простой пересказ ребенком получается после просмотра мультфильма (по моим наблюдениям), после первого в жизни просмотра мультфильма о Пете Пяточкине, моя дочка весь мультфильм рассказала с огромным энтузиазмом))
    Работа для мамы в удовольствие и с пользой
    Ответить с цитированием

  6. #5
    Кстати, хорошая идея пересказывать содержание мультфильма, можно заниматься по книге, а потом смотреть мультфильм. Так даже будет лучше, больше практики и тренировки для ребенка. Тем более, мультфильмы дети очень любят смотреть, правда, выбирать придется только хорошие отечественные мультики.
    А вообще обучать пересказу можно на улице, когда вы идите с прогулки, спрашивать ребенка о том, что происходило в садике, везде будет разнообразное обучение.
    Ответить с цитированием

  7. #6
    Glamura, а у нас так и получилось) Мы сначала читали книги, а потом смотрели мультфильмы, только с Енотом не читали ничего, но песню пела я ей с младенчества)
    Работа для мамы в удовольствие и с пользой
    Ответить с цитированием

  8. #7
    Это очень важный навык, особенно для будущих журналистов, артистов и ... модераторов.
    Ответить с цитированием

  9. #8
    Мой старший сын раньше засыпал со сказками. Иногда я говорила, что очень устала и пусть сегодня он расскажет мне сказку. Ребенок с удовольствием это делал. Сначала он пересказывал мне короткие сказки "Курочка Ряба", "Теремок", а потом научился рассказывать более длинные - "Дюймовочка", "Маша и медведь". Конечно, я ему немножко подсказывала, когда он забывал или не мог подобрать подходящие слова.
    Ответить с цитированием

  10. #9
    Я знаю очень хорошие упражнения со стихами. Естественно все делаем в игровой форме.

    Для начала возьмите стишок около 4 строк на нравящуюся ребенку тему (животные, про папу) и просто рассказывайте его каждый день 2 – 3 раза.

    Потом попросите ребенку помочь вам вспомнить стих, таким образом, вы начинаете строчку, а он заканчивает:
    Во дворе уселся
    Вы: Кто?
    Малыш: Песик
    Хвост колечком мокрый
    Вы: Кто?
    Малыш: Носик
    Он не просто там
    Вы: что делает?
    Малыш: Сидит
    Он хозяйство
    Вы: что делает?
    Малыш: Сторожит

    Не спешите, и лишь когда малыш справится с этим заданием, переходите к прочтению строк поочереди, вы первую, он вторую и т. д. Когда и это ему удастся, пусть он первый начинает, а вы за ним.

    Постепенно переходите к более сложным стихам и эту игру не заканчивайте никогда.

    Можно начинать так заниматься с 1,5 лет.
    Ответить с цитированием

  11. #10
    Разговаривать. Я свою донаучалась. Теперь все что устно на отлично, а как только писать, все, больше одинадцати ни как. И это если повезет.

    Абсолютно верно сказано в первом посте о необходимости много говорить с ребенком. Детки они существа отзывчивые и платят нам той же монетой, что даем им мы. Года в три дети готовы описывать все что видят и задача родителей в этом возрасте поддержать в ребенке благие начинания. Вот и навык рассказчика.
    Ответить с цитированием


madloba.info
Яндекс.Метрика